Цели сайта и потребности пользователей

Классификация сайтов

Основы WEB-проектирования

 

Сайт (от англ. website: web – «паутина, сеть» и site – «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») – совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

 

Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация (паутина) объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Для прямого доступа клиентов к сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP ( англ. HyperText Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста).

 

В большинстве случаев в Интернете одному веб-сайту соответствует одно доменное имя. Именно по доменным именам сайты идентифицируются в глобальной сети. Возможны иные варианты: один сайт на нескольких доменах или несколько сайтов под одним доменом. Обычно несколько доменов используют крупные сайты (веб-порталы) чтобы логически отделить разные виды предоставляемых услуг (mail.yandex.ru, news.yandex.ru, auto.yandex.ru). Нередки и случаи выделения отдельных доменов для разных стран или языков. Например, google.ru и google.fr логически являются сайтом Гугла на разных языках, но технически это разные сайты. Объединение нескольких сайтов под одним доменом характерно для бесплатных хостингов. Для идентификации сайтов в адресе после указания хоста стоит тильда и имя сайта: example.com/~my-site-name/.

 

 

По доступности сервисов

§ Открытые — все сервисы полностью доступны для любых посетителей и пользователей.

§ Полуоткрытые — для доступа необходимо зарегистрироваться (обычно бесплатно).

§ Закрытые — полностью закрытые служебные сайты организаций (в том числе корпоративные сайты), личные сайты частных лиц. Такие сайты доступны для узкого круга пользователей. Доступ новым пользователям обычно даётся через т. н. инвайты (приглашения).

 

По физическому расположению

§ Общедоступные сайты сети Интернет.

§ Локальные сайты — доступны только в пределах локальной сети. Это могут быть как корпоративные сайты организаций, так и сайты частных лиц в локальной сети провайдера.

 

По схеме представления информации, её объёму и категории решаемых задач можно выделить следующие типы веб-ресурсов:

§ Интернет-портал — многокомпонентная разветвлённая структура, скомпонованная из функционально самодостаточных сайтов самостоятельных организаций или подразделений корпоративной структуры.

§ Информационные ресурсы:

o Тематический сайт — сайт, предоставляющий специфическую узкотематическую информацию по какой-либо теме.

o Тематический портал — это очень большой веб-ресурс, который предоставляет исчерпывающую информацию по определённой тематике. Порталы похожи на тематические сайты, но дополнительно содержат средства взаимодействия с пользователями и позволяют пользователям общаться в рамках портала (форумы, чаты) — это среда существования пользователя.

§ Интернет-представительства владельцев бизнеса (торговля и услуги, не всегда связанные напрямую с Интернетом):

o Сайт-визитка — содержит самые общие данные о владельце сайта (организация или индивидуальный предприниматель). Вид деятельности, история, прайс-лист, контактные данные, реквизиты, схема проезда. Специалисты размещают своё резюме. То есть подробная визитная карточка.

o Представительский сайт — так иногда называют сайт-визитку с расширенной функциональностью: подробное описание услуг, портфолио, отзывы, форма обратной связи и т. д.

o Корпоративный сайт — содержит полную информацию о компании-владельце, услугах/продукции, событиях в жизни компании. Отличается от сайта-визитки и представительского сайта полнотой представленной информации, зачастую содержит различные функциональные инструменты для работы с контентом (поиск и фильтры, календари событий, фотогалереи, корпоративные блоги, форумы). Может быть интегрирован с внутренними информационными системами компании-владельца (CRM, бухгалтерскими системами). Может содержать закрытые разделы для тех или иных групп пользователей — сотрудников, дилеров, контрагентов и пр.

o Каталог продукции — в каталоге присутствует подробное описание товаров/услуг, сертификаты, технические и потребительские данные, отзывы экспертов и т. д. На таких сайтах размещается информация о товарах/услугах, которую невозможно поместить в прайс-лист.

o Интернет-магазин — сайт с каталогом продукции, с помощью которого клиент может заказать нужные ему товары. Используются различные системы расчётов: от пересылки товаров наложенным платежом или автоматической пересылки счета по факсу до расчётов с помощью пластиковых карт.

o Промо-сайт — сайт о конкретной торговой марке или продукте, на таких сайтах размещается исчерпывающая информация о бренде, различных рекламных акциях (конкурсы, викторины, игры и т. п.).

o Сайт-квест — Интернет-ресурс, на котором организовано соревнование по разгадыванию последовательности взаимосвязанных логических загадок.

§ Веб-сервис — сайт, созданный для выполнения каких-либо задач или предоставления услуг в рамках сети WWW:

o Доска объявлений представляет собой ресурс, на котором есть возможность размещения публичного объявления о продаже или покупке товаров и услуг, также возможно оставить какую-либо информацию краткого содержания.

o Каталог сайтов — это ресурс, на котором размещаются сайты и блоги, например, Open Directory Project. Каталоги бывают платные и бесплатные. Также каталоги могут способствовать продвижению ресурса, который размещается в каталоге сайтов.

o Поисковые сервисы — например, Yahoo!, Google.

o Почтовый сервис.

o Веб-форумы.

o Блоговый сервис.

o Файлообменный пиринговый сервис — например, Bittorrent.

o Облачное хранилище данных — например, Skydrive.

o Сервис редактирования данных — например, Google Docs.

o Фотохостинг — например, Picnik, ImageShack, Panoramio, Photobucket.

o Видеохостинг — например, YouTube, Dailymotion.

o Социальные медиа.

§ Комбинированные веб-сервисы (Социальные сети) — например, Facebook, Twitter.

§ Комбинированные веб-сервисы (Специализированные социальные сети) — например, MySpace, Flickr.

 

Определение стратегии

Самая распространенная причина провала веб-сайта кроется не в технологии и не в опыте взаимодействия. Чаще всего веб-сайты терпят неудачу потому, что перед написанием первой строчки кода, рисованием первого пикселя и установкой первого сервера никто из нас не потрудился ответить на два принципиальных вопроса:

§ Что хотим получить от нашего сайта мы?

§ Что хотят получить от него наши пользователи?

Ответив на первый вопрос, мы опишем цели сайта, источником которых является наша компания. Второй вопрос относится к потребностям пользователей, то есть целям, диктуемым сайту извне. Цели сайта и потребности пользователей вместе образуют уровень стратегии – основу каждого решения, принимаемого в процессе проектирования

опыта взаимодействия.

 

Цели сайта

  1. Организация продаж (интернет-магазины, сайты распродаж, купонные сервисы)
  2. Стимулирование продаж (промо-сайты, т.е. разработанные как элемент конкретной рекламной кампании, не являются корпоративными сайтами)
  3. Формирование потребности в продукте/компании, знания о продукте/компании, отношения к бренду (так называемые сайты-«визитки»)
  4. Организация общения, обмена личной и профессиональной информацией (социальные сети (в том числе профессиональные), блоговые платформы, форумы)
  5. Накопление и обмен информацией (электронные библиотеки, энциклопедии, галереи, новостные ресурсы)
  6. Хранение информации (облачные хранилища)
  7. Организация досуга (игровые площадки, видеохостиги, и т.д.)

 

Чего хотят пользователи

При разработке сайта есть риск попасть в ловушку, ориентируясь на одного идеализированного пользователя – в точности такого, как мы сами. Но ведь сайт создается не для себя, а для других. Чтобы им понравилось наше творение и они захотели им пользоваться, мы должны понять, кто они и что им нужно. Потратив время на исследование пользовательских потребностей, можно вырваться за рамки наших ограниченных представлений и увидеть сайт глазами пользователей.

 

При разбивке аудитории сайта на сегменты необходимо учитывать следующие факторы:

§ географическое распределение пользователей, их социально-демографические (пол, возраст, социальный статус и т.д.) и психографичекие характеристики (образ жизни, мировоззрение и т.д.)

§ отношение пользователей к современным технологиям и уровень пользовательских навыков в интернете (начинающий пользователь/продвинутый пользователь)

§ уровень «профессионализма» пользователей в определенной теме (например, Процесс продажи кухонных принадлежностей молодой хозяйке происходит иначе, чем продажа их профессиональному повару. Приложение для торговли акциями, ориентированное на новичков фондового рынка, должно работать иначе, чем приложение для опытных инвесторов)

§ способ обращения с информацией (например, новичкам, скорее всего, подойдут процедуры, разбивающие процесс на простые шаги. Экспертам же подобный подход лишь создаст помехи – им нужен монолитный интерфейс, предоставляющий быстрый доступ к широкому набору функций)

 

На практике количество сегментов обычно определяется по тому, сколько имеется различных групп пользовательских потребностей.

Описать характерные особенности каждого сегмента аудитории можно с помощью построения портрета пользователя

Сбор разнообразной информации о ваших пользователях может дать исключительно ценные результаты, но иногда за всей этой статистикой вы рискуете проглядеть реальных людей. Чтобы сделать пользователей более конкретными, можно превратить их в персонажи (иногда называемые моделями пользователей, или профилями пользователей).

 

Персонаж – это вымышленный герой, который представляет потребности целой группы реальных пользователей. Придавая облик и имя разрозненным элементам данных, полученным в результате исследования и сегментации пользовательской аудитории, персонажи помогут вам помнить о людях в ходе работы над проектом.

 

Рассмотрим пример. Предположим, наш сайт разрабатывается для информационной поддержки тех, кто хочет начать собственное дело. Из исследований мы знаем, что наша аудитория в основном находится в возрастном диапазоне от 30 до 45 лет. Наши пользователи уверенно чувствуют себя в Интернете и вообще свободно обращаются с компьютером. Некоторые уже имеют большой опыт в мире бизнеса, другие сталкиваются с проблемами ведения бизнеса впервые.

 

В этом случае имеет смысл создать два персонажа. Первому дадим имя Джанет. Это женщина 42 лет, замужняя, с двумя детьми. Последние два года она занимает пост вице-президента крупной бухгалтерской фирмы. У нее вызывает досаду необходимость работать на кого то, и она хочет открыть собственную фирму.

 

Другой персонаж – мужчина. Его зовут Фрэнк. Ему 37 лет, он женат, имеет одного ребенка. Много лет он занимается столярными работами в качестве хобби. Его знакомые хвалят мебель, которую он делает, и он подумывает об открытии фирмы по изготовлению и продаже мебели. Он не уверен, стоит ли ему бросать работу водителя школьного автобуса ради такого бизнеса.

 

Джанет и Фрэнк представляют тот диапазон потребностей пользователей, о котором мы должны помнить, принимая решения об опыте взаимодействия пользователей с нашим сайтом. Чтобы наши персонажи запоминались еще лучше, мы возьмем пару подходящих фотографий и сделаем Джанет и Фрэнка еще более реальными, добавив фотографии к собранной нами информации.

 

Эти профили можно распечатать и постоянно держать перед глазами. Тогда, принимая важные решения, мы будем спрашивать себя: «Подойдет ли это нашей Джанет? Как к этому отнесется Фрэнк?» Персонажи помогают помнить о пользователях на каждом этапе разработки.