Сроки службы рельса.
Маркировка рельсов.
Производится в заводских условиях 4 способами:
- накатом в горячем состоянии ;
- клеймением в горячем состоянии;
- клеймением в холодном состоянии
- масляной краской.
Сроки службы рельсов определяются в зависимости от условий эксплуатации
а). износом головки рельсов (в основном боковым – [hб] 15мм);
б). интенсивностью одиночного выхода рельсов (появлением остродефектных мест на рельсах в основном контактно-усталостного характера).
Сроки службы рельсов выражаются объемом наработанного тоннажа (млн.т.брутто), после пропуска которого рельсы должны быть заменены.
В кривых участках при радиусах менее 550м объемы наработанного тоннажа ТИЗН в млн.т.брутто между сплошными сменами рельсов , как правило, определяются износом.
ТИЗН = ,
где -интенсивность нарастания бокового износа, мм/млн.т.брутто (определяется экспериментально).
При осевых нагрузках 180-190 кн и Р=300м = 0,159-0,168: при Р = 500м = 0,042-0,044 ; при Р=1000м = 0,001 мм/млн.т.брутто .
При Р более 500 м ,как видно, интенсивность износа рельса становится незначительной и одиночный выход рельсов по дефектам становится определяющим фактором сроков службы .
Интенсивность одиночного выхода рельсов зависит от наработки, конструкции пути, плана, профиля,типа и качества рельсов, осевых нагрузок.
Согласно ТУ–ЦПТ-53 одиночный выход рельсов (в сумме за срок службы на участке) является критерием назначения усиленного капитального и капитального ремонтов, при котороых рельсы полностью заменяются и составляет для
1 класса - 4 и более шт/км
2 – 3 класса -6 и более шт/км
4 класса 8 и более шт/км,
Периодичность выполнения УК и К со сплошной сменой рельсов рекомендована для прямых и кривых Р более 650м после наработки 700 млн.т.брутто для бесстыкового пути, и 600 млн.т.брутто – для звеньевого пути.
Таким образом, срок службы на прямых и пологих кривых определяется наработанным тоннажем, соответствующем допустимой величине суммарного одиночного выхода рельсов.
.
Продление сроков службы рельсов внастоящее время производится : 1. Путем применения ресурсосберегающих технологий, в частности, периодическая шлифовка в пути или острожка старогодных рельсов на рельсосварочных предприятиях. Для шлифовки рельсов применяются рельсошлифовальные механизмы и рельсошлифовальные поезда с абразивными кругами.
2.Путем повышения качества рельсовой стали по трем основным направлениям: повышение чистоты рельсовой стали; повышение твердости рельсового металла и улучшения его структуры ( введение легатур, закалка в масле, в расплаве солей …), повышение прямолинейности рельсов при изготовлении.