Геометрические размеры поперечного сечения рельса.
Классификация рельсов.
УПП - Лекция №2
Рельсы: назначение, требование, классификация, геометрические размеры, химический состав рельсовой стали, сроки службы.
Назначение:
- направлять колёса подвижного состава в движении;
- воспринимать , упруго перерабатывать и передавать нагрузки от колёс на подрельсовое основание;
- на участках с автоблокировкой служить проводником сигнального тока, а при электротяге – обратного силового.
Требования:
- прочность. Возникающие в рельсах напряжения изгиба и кручения не должны превышать допустимых величин;
- долговечность. Рельсовая сталь должна обладать высокой твёрдостью, износостойкостью и вязкостью;
- высокая контактно - усталостная выносливость.
Масса рельса, его очертание (профиль), качество рельсовой стали и особенности изготовления находятся между собой в тесной связи и зависимости от нагрузок колёсных пар на рельс, скоростей движения и грузонапряжённости.
Согласно действующего ГОСТ Р 51685-2000 рельсы подразделяются:
а) по типам : Р50, Р65, Р65К, Р75; ( Тип рельса определяется массой одного метра рельса, округленное значение которого подставляется после буквы Р.)
Р65К прокатывается для укладки в в наружные нити кривых с R ≤ 550 м.
б) по категории качества: В – высшего; Т1 и Т2 – термоупрочнёные; Н - нетермоупрочнёные; ( Категория качества рельсов зависит от чистоты рельсовой стали, ее твердости, структуры, прямолинейности релсов при изготовлении и т..д.).
С 2002г металлургические комбинаты прокатывают рельсы низкотемпературной надежности НЭ и НК, рельсы повышенной износостойкости и контактной надежности ИЭ и рельсы для скоростного совмещенного движения СС.
в) по наличию болтовых отверстий : с отверстиями на обоих концах (2 или 3) или без отверстий.
г) по способу выплавки стали :М – мартеновский, К – конвертерный, Э - электропечной;
д) по виду исходных заготовок: из слитков , из непрерывно – литых заготовок.
Профиль рельса обусловлен его взаимодействием с колесом подвижного состава и конструктивным оформлением элементов верхнего строения пути.
Общий характер профиля рельса определяется тем, что лучшей формой балки работающей на изгиб является двутавр.
Форма и основные размеры поперечного сечения рельса приведены на рисунке и в таблице.
Рис. Основные размеры поперечного сечения рельса.
Наименование параметра | Значение параметров | |||
Р50 | Р65 | Р65К | Р75 | |
1. Высота рельса (Н), мм | ||||
2. Ширина головки (b), мм | ||||
3. Ширина подошвы (В), мм | ||||
4. Толщина шейки (е), мм |
Таблица –Основные геометрические размеры поперечного профиля рельсов.
Рис. Поперечный профиль рельса Р65.
Поскольку рельс является не только несущей, но и изнашиваемой конструкции, верхней полке предана форма головки. Нижняя развитая полка приспособлена для прикрепления рельса к опоре, обеспечения боковой устойчивости на опорах и достаточной площади опирания.
Рассмотрим более подробно профиль Р65.
- Поверхность катания головки рельса для центрирования колес имеет выпуклое криволинейное очертание. Средняя часть головки прокатывается по радиусу 500мм , переходящему в радиус 80 мм и затем в радиус15мм, близкому к радиусу выкружки гребня новых колеса, что обеспечивает плотное прилегание гребня к головке рельса и предотвращает вкатывание колес на рельс.
- Боковые грани головки выполнены с уклоном 1:20. а нижние грани головки и верхние грани подошвы - с уклоном 1:4, как и опорные поверхности накладок. При затяжки болтов накладки входят как клин в пазуху рельсов, распирая головку и подошву.
- Во избежание концентрации местных напряжений и образовании закалочных трещин при остывании рельса после проката сопряжение боковых и нижних граней головки и всех граней подошвы выполняется радиусом 2 - 5 мм.
- Шейка рельса имеет криволинейное очертание (R = 370 мм выше линии центров и 400мм ниже.)
- Радиус сопряжения шейки с подошвой значительно больше (25 мм), чем радиус сопряжения головки с подошвой (12мм) для избежания возможного выкола подошвы.
Длина рельсов. Стандартная длина рельсов -25м.
Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укороченные рельсы длиной 24,92 и 24,84 м
Для укладки в уравнительные пролеты бесстыкового пути и в стрелочные переводы длиной - 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38м.
Допуски по длине рельсов зависят от категории качества и не превышают
мм при рельсах 25м и 10мм при рельсах длиной 12,5 м.
Рельсовая сталь.Химический состав стали современных марок приведен в таблице 1. В марках стали буквы М, К и Э обозначают способ выплавки стали, цифры – среднюю массовую долю углерода в сотых долях %. Буквы Ф ,С, Х, Т –легирование стали ванадием, кремнием, хромом и титаном соответственно.
- Углерод увеличивает прочность рельсов при изгибе, твердость и износостойкость.
-Марганец – твердость, износостойкость и вязкость.
- Кремний - твердость и износостойкость.
- Фосфор – хладноломкость. Сера – красноломкость.
Легирующие добавки улучшают структуру и качество стали.
Таблица 1, -Химический состав стали.
Марка стали | Массовая доля элементов, % | ||||||||
углерод | марганец | кремний | ванадий | титан | хром | фосфор | сера | алюминий | |
К78ХСФ; Э78ХСФ | 0.74-0.82 | 0,75 – 1,05 | 0,40 – 0,80 | 0,05 – 0,15 | - | 0,40- 0,60 | 0,025 | 0,025 | 0,005 |
М76Ф К76Ф Э76Ф | 0.71-0.82 | 0,25 – 0,45 | 0,03 – 0,15 | - | 0,035 0,030 0,025 | 0,040 0,035 0,030 | 0,020 | ||
К76Т Э76Т М76Т | - | 0,007 - 0,025 | 0,035 0,030 0,025 | 0,040 0,035 0,030 | |||||
М76 К76 Э76 | 0,71 -0,82 | 0,75 – 1,05 | 0,25 – 0,45 | - | - | 0,035 0,030 0,025 | 0,040 0,035 0,030 | 0,025 |
.