Виды предпринимательской деятельности по назначению

Виды и формы предпринимательской деятельности

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

- производственное предпринимательство;

- коммерческое предпринимательство;

- финансовое предпринимательство;

- консультативное предпринимательство.

Производственное предпринимательство – это ведущий вид предпринимательства. Осуществляется производство продукции, выполняются работы, оказываются услуги и создаются духовные ценности. Включает: инновационную деятельность, научно-техническую деятельность, производство товаров и услуг, производственное потребление товаров и услуг, информационную деятельность.

Предприниматель, собирающийся заниматься производственной деятельностью, прежде всего, должен определить какие товары он будет производить. Затем он должен заняться маркетинговой деятельностью. Предприниматель вступает в контакт с потенциальными потребителями и оптово-розничными организациями. Затем приобретаются или арендуются факторы производства, в т. ч. производственные фонды; рабочая сила; информационная сила.

Для начала производственной деятельности необходимо иметь стартовый капитал, если его нет, предприниматель обращается в банк и или к другим лицам. Государство также может предоставить денежные субсидии.

Результатом производственной деятельности является реализация продукции покупателю и выручка определенной суммы денег. Разность между выручкой и издержками предпринимателя составляют прибыль.

Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг, получило наибольшее развитие после перехода РФ к рынку. Полем деятельности для коммерции служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа – разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов товаров, заранее установленных минимальных партий.

На бирже добровольно объединяются коммерческие посредники для проведения торговых операций по совместно разработанным правилам. Цель товарной биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью выявить реальные рыночные цены.

Товарные биржи могут быть закрытыми (в торгах принимают участие только брокеры) и открытыми (могут принимать участие посетители).

Основное содержание коммерции составляют операции по перепродаже товаров и услуг. Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить анализ рынка. План маркетинга служит основанием для установления заданий по объему продаж в натуральном стоимостном выражении.

В общем виде программа коммерческой сделки включает:

- наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг;

- приобретение или аренда офисных помещений, складов, баз, торговых точек;

- закупка товара;

- получение и оплата услуг сторонних организаций;

- приобретение необходимой информации;

- реализация товара и получение выручки;

- регистрация сделки, выплата налогов и других платежей.

Все мероприятия увязываются по срокам, и разрабатывается бизнес-план.

Финансовое предпринимательство. Сфера его деятельности – обращение и обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую деятельность, но может быть и самостоятельной (банковское дело, биржевое, страховое).

Коммерческий банк – финансово-кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- прием во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- покупка и продажа валюты;

- прием драгоценных металлов во вклады;

- покупка и продажа государственных ценных бумаг;

- управление капиталовложениями.

Функции банка: посредничество в кредите, в накоплениях, в операциях с ценными бумагами, в платежах.

Фондовая биржа (ФБ) – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг.

ФБ призваны мобилизовать временно свободные денежные средства предприятия и населения посредством продажи им ценных бумаг, способствовать перемещению денежного капитала между разными экономическими субъектами, отраслями.

ФБ расположена в определенном месте и работает по установленным правилам. На ФБ происходит гласное определение цен с помощью механизма котировки.

Котировка - установление курсовой цены или сама цена ценной бумаги, по которой она продается или покупается.

Наиболее распространенная модель ФБ - англоамериканская «корпоративная модель». Имеет статус акционерного общества, куда входят равноправные участники, купившие место на бирже для ведения операции. ФБ – самоуправляемая, самофинансируемая бесприбыльная организация.

Участники торгов на ФБ:

- брокеры (осуществляют сделки по поручению, за счет и в интересах клиента);

- дилеры (действуют за свой счет);

- специалисты (могут действовать за счет клиента и независимо);

- трейдеры (представители брокерских контор, которые действуют в торговом зале);

- маклеры (работники ФБ, которые ведут торги, оформляют документы).

Консультативное предпринимательство

Слово «консультант» в переводе с латинского означает советующий. Под ним понимается специалист, в определенной области дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая платная консультация по вопросам управления – консалтинг.

Консультационные услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов, но чаще они предоставляются в виде проектов и включают следующие этапы:

1. Выявление проблемы (диагностика);

2. Разработка решения;

2. Осуществление решения.

Наиболее известны 3 вида консультирования:

1. Экспертное – консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решения и рекомендации по внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта информацией.

2. Процессное – консультанты активно взаимодействуют с работниками фирмы, вместе анализируют проблемы и разрабатывают решения.

3. Обучающее – проводятся лекции, семинары, тренинги, разрабатываются учебные пособия.