Garamond

Garamond

Garamond

Garamond

Garamond

Выбор шрифтового оформления.

 

понятие о шрифтах

Шрифт (type) — важное средство оформления издательской продукции. Он служит для воспроизведения текста и во многом определяет не только удобочитаемость, но и художественный облик печатного материала. Под шрифтом обычно понимают набор символов (буквы, цифры, знаки препинания), объединенных языковыми и художественными достоинствами.

При использовании компьютерных шрифтов появился термин — «гарнитура» (family), или «семейство шрифтов» (type family), т. е. шрифты с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями.

Например, к гарнитуре Garamond относятся такие шрифты:

Garamond

Важнейшими графическими элементами, из которых построены буквы шрифта, являются элементы, приведенные на рис. 1.

 

Рис. 1. Анатомия буквы и ее элементы

А — очко литеры (Character); В — кегельная площадка (Em-Square); С — кегль (Size); D — линия шрифта (Baseline); Е — высота (рост) прописного знака (Cap-height); F — высота (рост) строчного знака (x-height); С — межбуквенный просвет (Letterspace); Н — полуапрош (Side bearing); I— интерлиньяж (Linespace).

1 — основной штрих (Stem); 2 — соединительный штрих (Hairline); 3 — засечка, сериф (Serif); 4 — верхний выносной элемент (Ascender); 5 — нижний выносной элемент (Descender); 6 — наплыв (Stress); 7 — внутрибуквенный просвет (Counter); 8 — овал (Oval); 9 — полуовал (Bowl); 10 — концевой элемент (Terminal); 11 — каплевидный элемент (Ball); 12 — точка (Dot); 13 — диакритический знак, акцент (Accent).

 

Характеристики шрифтов

 

Кегль (point size)

Высота буквы, включая верхние и нижние выносные элементы, а также минимальную отбивку. Измеряется в пунктах (point).

В полиграфии наряду с метрической используется издательско-полиграфическая система измерений (типографская и англо-американская).

Типографская система измерений разработана в пору развития наборного дела до официального принятия метрической системы.

Во Франции издавна бытовала система мер, в основе которой лежал королевский фут (длина ступни правившего в то время страной короля). Фут содержал 12 дюймов, а дюйм — 12 линий. Парижский словолитчик Пьер Симон Фурнье разработал типографскую систему мер, положив в ее основу 1/6 линии — типографский пункт. Эта система с небольшими поправками, внесенными в 1785 г. французским типографом Фирменом Дидо, и поныне применяется в полиграфии и называется системой Дидо (didot). Французский дюйм равен 27,077 мм; 1/72 французского дюйма составляет типографский пункт (п.), равный 0,376065 мм или приблизительно 0,376 мм.

Существуют особые названия типографских шрифтов (в скобках даны английские названия).

 

Бриллиант (еxcelsior) 3 п.

Диамант (brilliant) 4 п.

Перл (pearl) 5 п.

Нонпарель (nonpareil) 6 п.

Миньон (minion) 7 п.

Петит (brevier, petit) 8 п.

Боргес (bourgeois) 9 п.

Корпус (long primer, korpus) 10 п.

Цицеро (pica) 12 п.

Миттель (english) 14 п.

Терция (two-line brevier) 16 п.

Парагон (great primer, bible text) 18 п.

Текст (two-line long primer) 20 п.

Двойной цицеро (double pica) 24 п.

Квадрат 48 п..

 

В издательствах типометрическая система употреблялась для обозначе­ния размеров всех тех элементов бу­дущей книги, которые создаются в на­борных цехах типографии, например, ширины и высоты полосы набора на странице книги; кегля шрифтов; рас­стояния между отдельными элемента­ми и т. д.

Для из­мерений в типографской системе используется специальная линей­ка — строкомер, на лицевой стороне которой указаны размеры в типографской и метрической системах, хотя точного соотношения и нет, так как метрическая система — десятичная, а типографская — двенадцатеричная.

В Англии, США и некоторых других странах используется анг­ло-американская система измерений, в основу которой положен размер английского дюйма, равный 25,4 мм. Один пункт (point) ра­вен 1/72 дюйма или 0,3528 мм. Более крупная единица 1 пайка (pica) равна 1/6 дюйма (12 points) = 4,23 мм.

Установка формата набора при компьютер­ном наборе, может производиться в англо-американской системе, типографской и метрической.

 

Насыщенность (weight)

Относительная толщина штрихов символов (по определению, отношение толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету).

По насыщенности очка шрифты делятся на светлые (light), полужирные (demi bold) и жирные (bold). В светлых шрифтах толщина основного штриха строчных букв в 2—3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета, в полужирных — меньше или равна внутрибуквенному просвету, в жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.

 

ААА БББ ВВВ(сделать еще жирнее в PageMaker’e)

 

При индексации шрифтов (см. далее) используются градации насыщенности шрифта, где учитываются геометрические соотношения размеров прописной буквы «Н». На этой основе выделяют тонкое, ультрасветлое, светлое, нормальное, полужирное, жирное, сверхжирное и черное начертания шрифта.

В англоязычных программах можно встретить также следующие наименования насыщенности:

Английские названия Начертания, которым соответствует группа наименований
Ultra Light, Thin, Extra Light, Light Светлые, очень светлые
Book, Regular, Plain, Normal, Roman, Medium Нормальные
Demi, Demi Bold, Semi Bold, Bold Полужирные
Extra Bold, Heavy, Heavyface, Black, Flat, Extra Black, Ultra Black, Obese Жирные, сверхжирные

 

Пропорциональность (плотность) (proportion)

Относительная ширина знаков шрифта (по определению, соотношение между шириной и высотой очка).

В зависимости от плотности очка шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие. При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4, в узких начертаниях ширина очка к его высоте находится в пределах от 1/2 — 2/3, в широких начертаниях ширина очка больше его высоты.

 

Ширина

Ширина

Ширина

 

В компьютерных шрифтах возможно добиться сверхузкого и сверхширокого начертаний.

Кроме обычных шрифтов имеется класс моноширинных шрифтов, то есть с постоянной шириной знаков. Эти шрифты применяются при наборе таблиц, листингов программ в печатных машинках и в большинстве матричных принтеров. Применение моноширинных шрифтов облегчает форматирование материала, но сильно уменьшает его художественную ценность и затрудняет чтение.

 

Courier