Подсудность дел мировому судье

Мировые судьи как часть судебной системы Российской Федерации

Содержание

Тема 5. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ У МИРОВОГО СУДЬИ

Лекция по судебному разбирательству

 

 

 

1. Мировые судьи как часть судебной системы Российской Федерации

2. Подсудность дел мировому судье

3. Возбуждение уголовного дела частного обвинения

4. Полномочия мирового судьи до начала судебного разбирательства

5. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании

 

 

Мировой суд появился в Англии в XIV веке, был введен в Северной Америке в XVII веке, во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован).

В Российской Империи первые мировые судьи появились в 1864 году, в ходе либеральных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году. Упразднен в 1917 г.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (с изм. 6.12.11 г.) № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепил, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Целью введения института мировых судей явилось обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение, а следовательно, и ускорение процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. (с изм. 18.07.11г.) № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи являются судьями общей юрисдикции судов субъектов РФ.

Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ (Закон Самарской области от 14 февраля 2000 года N 3-ГД «О мировых судьях Самарской области» (с изм. на 30 июня 2011 года). Таким образом, особый правовой статус мировых судей предопределил специфику их полномочий.

Все решения, принятые мировым судьей в пределах своей компетенции, обладают такой же юридической силой, как и акты других органов судебной власти. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» юрисдикционные полномочия мировых судей ограничены пределами судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. 29 декабря 1999 г. был принят Федеральный закон № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

На сегодняшний день в Самарской области создано 162 участка.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» предоставил субъектам РФ право определять и порядок вступления мирового судьи в должность. Субъекты РФ сами должны выбрать один из трех способов, закрепленных в федеральном законодательстве, а именно: назначение мирового судьи законодательным (представительным) органом субъекта РФ; избрание мирового судьи этим же органом; избрание мирового судьи населением соответствующего судебного участка.

Принцип несменяемости федеральных судей имеет определенные изъятия, касающиеся судей мировых, вытекающие из специфики их правового статуса. Статья 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает, что мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

Срок полномочий мирового судьи (в редакции Закона Самарской области от 13 ноября 2009 г. № 115-ГД): 1. Мировой судья назначается на должность сроком на 3 (три) года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. 2. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи, он назначается на срок 10 (десять) лет.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей устанавливается федеральным законом и распределяется между федеральным центром и субъектами РФ. Так, финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям по утвержденным федеральным законам нормативам осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, расходы на заработную плату и социальные выплаты работникам аппаратов мировых судей осуществляются из бюджетов субъектов РФ согласно принятым в этих субъектах законам.

Можно выделить ряд специфических признаков, характеризующих судопроизводство у мирового судьи:

1) двойственный правовой статус мирового судьи, обуславливающий его особое положение в судебной системе (избираются и назначаются на должность);

2) особая подсудность дел, рассматриваемых мировым судьей;

3) упрощенная процедура производства по делам частного обвинения, предусматривающая возможность примирительных процедур;

4) апелляционный порядок обжалования приговоров и иных судебных решений мирового судьи.

 

Мировыми судьями Самарской области рассмотрено в 2011 году 10020 уголовных дел, из них с вынесением приговора – 6123 дела, особый порядок судебного производства применялся мировыми судьями по 79% делам (4837 дел) от общего числа рассмотренных дел с вынесением приговора.

Статья 31 УПК устанавливает предметную (родовую) и персональную подсудность уголовных дел для каждого звена судебной системы РФ. Часть первая данной статьи закрепляет подсудность уголовных дел мировому судье.

Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:

I. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3-х лет лишения свободы;

II. Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):

А) о выдаче судебного приказа;

Б) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

В) о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

Г) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении и ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании брака недействительным;

Д) по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей];

Е) об определении порядка пользования имуществом;

III. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

По общему правилу к компетенции мирового судьи отнесены:

1) все уголовные дела частного обвинения (ч. 2 ст. 20);

2) уголовные дела, предварительное расследование по которым осуществлялось в форме дознания, если максимальное наказание за преступление не превышает трех лет лишения свободы (ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 150);

3) некоторые уголовные дела, предварительное расследование по которым осуществлялось в форме предварительного следствия, если максимальное наказание за преступление не превышает трех лет лишения свободы (ч. 1 ст. 31, ч. 2 ст. 151). Ряд составов преступлений относится к подследственности следователей органов внутренних дел и к подсудности мировых судей. В частности, это причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ); причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК РФ); неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ); лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ) и др.

Вместе с тем закон в ч. 1 ст. 31 УПК предусматривает многочисленные изъятия из перечня уголовных преступлений небольшой тяжести и некоторых преступлений средней тяжести, хотя формально и подпадающих под трехгодичный срок санкции статьи Особенной части УК, но не отнесенных к подсудности мирового судьи. Это, например, убийство, совершенное в состоянии аффекта без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 107 УК), нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 136 УК), нарушение авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 146 УК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК) и др.

Данные преступления подсудны федеральным судам, а именно районным. Такой подход законодателя вполне обоснован, так как рассмотрение уголовных дел судом более высокого звена судебной системы обусловлено определенными сложностями в доказывании обстоятельств уголовного дела, необходимостью правильной квалификации содеянного, обеспечением высокого профессионального уровня и другими моментами.

Наиболее типичными делами подсудными мировому судье, являются дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч. 1 ст. 116 УК (побои).

Если преступления, отнесенные к подсудности мирового судьи, совершены военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, при условии совершения ими преступления в период прохождения военной службы или военных сборов, то они рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, а не мировыми судьями (ч. 6 ст. 30 УПК).

Мировой судья вершит правосудие единолично путем рассмотрения и разрешения уголовных дел.