Основные термины, используемые при проведении количественных исследований
Генеральная совокупность – совокупность элементов, удовлетворяющих неким заданным условиям; именуется также изучаемой совокупностью. Генеральная совокупность – все множество объектов (субъектов) исследования, из которого выбираются объекты (субъекты) для обследования (опроса).
Выборка или выборочная совокупность – это множество объектов (субъектов), отобранных специальным образом для обследования (опроса).
Интервью – это проводимая по заранее составленному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует ответы респондента.
По способу контакта с респондентом основными видами интервью и анкетирований являются личные и телефонные. Выбор метода зависит от целей и задач конкретного исследования, а следовательно, нет «плохих» методов, есть последствия неграмотного использования тех или иных исследовательских приемов для решения определенных задач. Телефонное интервью можно и нужно использовать, когда необходимо реализовать сбор информации по выборке, репрезентативной по основным социально-демографическим параметрам для всего населения или достаточно распространенным группам. Проводить опросы населения, которые требуют построения репрезентативной выборки, методом телефонного интервью можно только в населенных пунктах с уровнем телефонизации свыше 75 %.
Личное интервью можно и нужно использовать при проведении опросов по направленным выборкам (получение информации по конкретной группе населения). Личное интервью незаменимо в тех случаях, когда необходимо представление респонденту значительного объема наглядной информации. Несмотря на внешнюю простоту, использовать почтовые опросы в качестве метода сбора информации необходимо крайне осторожно. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров. Но требует профессионального подхода к созданию выборки – составлению (адресного) списка рассылки. Проблема «неполного возврата» не является главной при проведении почтового опроса. Гораздо серьезнее проблема «структурных смещений» в выборке, т. к. в зависимости от темы опроса в нем могут принять более активное участие либо молодежь, либо пенсионеры, либо домохозяйки и т. п. Оценить смещение, ориентируясь на тему опроса, часто невозможно. Разновидностью почтового опроса является распространение анкеты в каком-либо издании.
Ошибка выборки – различие в значениях соответствующих характеристик выборки и генеральной совокупности. Ошибка выборки зависит от значения выборочной характеристики и, следовательно, является случайной величиной.
Точность информации – любые данные, полученные на основании выборочного обследования (опроса) имеют вероятностный характер. На практике это означает, что в ходе исследования определяется не конкретное значение, а интервал, в котором определяемое значение находится. Именно размер этого интервала характеризует точность результатов, качество информации Статистическая точность результатов зависит от объема выборки и от ее состава или структуры.
Надежность (достоверность) информации – показатель того, насколько полученная определенным образом информация адекватно описывает реальное состояние изучаемых процессов, явлений, характеристик. Достоверность результатов зависит, прежде всего, не от объема выборки, а от ее состава или структуры. Состав (структура) выборки определяется способом ее формирования. С точки зрения конечного результата, способ формирования гораздо более значимая характеристика выборки, чем объем.
Доверительный интервал. Вероятность, с которой можно утверждать, что ошибка выборки не превысит некоторую заданную величину. Обычно в маркетинговых исследованиях значения доверительной вероятности принимают равным 95%. Пределы, в которых с доверительной вероятностью может находиться значение характеристики генеральной совокупности, называют доверительным интервалом.
Репрезентативная выборка – выборочная совокупность, в которой основные характеристики отобранных для опроса (опрошенных) субъектов исследования полностью совпадают с такими же характеристиками генеральной совокупности. Если в ходе исследования обследуется лишь часть объектов из общего списка (генеральной совокупности), то появляется понятие «выборка» и, следовательно, вопросы о том, насколько структура выборки соответствует структуре генеральной совокупности. Другими словами, можно ли результаты обследования части единиц (объектов) распространять на всю генеральную совокупность. Если исследователи говорят, что распространять можно, то выборка получает статус репрезентативной. Необходимое условие для построения репрезентативной выборки – наличие информации о генеральной совокупности.