Как строится стилистическая шкала?

Стилистические смыслы

· – это точки зрения, закрепленные в системе языка.

· они задают способы видения мира.

· в стилистических смыслах отражается тип личности, способ мышления, неязыковая действительность. Выступают как свёртки основных стилей языка.

· стилистический смысл может рассматривать как набор модальностей.

· отношения внутренней диалогичности.

· их система определяется их единством и противопоставленностью (возвышенность – просторечие).

· создают представления о возможных мирах, и эти миры так строятся, что в одном мире совместимы и эмоции, оценки и проч., а в другом – никаких эмоций, оценок и проч.

· формируют стилистическую шкалу русского языка.

В стилистической шкале переплетаются два понимания стиля:

1) Низкий, нейтральный, высокий (классическое представление; связь с литературными текстам: комедия, трагедия и т.д.).

2) Этические, эстетические, ценностные представления и характеристики, связанные со сферой употребления (разговорность, книжность).

 

1. Высокий. Несколько стилистических смыслов: возвышенность, книжность, книжность + специализация.

2. Нейтральный. Один стилистический смысл.

3. Низкий. Несколько стилистических смыслов: разговорность, разговорность + специализация, просторечность + специализация, деструктивность.

Крайние места шкалы: возвышенность – деструктивность. Крайние смыслы выделяются по ценностным категориям, а срединные – по социальным и культурным.

 

Моностилизм – отсутствие внутренней вариативности. Владение только одним стилистическим смыслом (например, иностранцы чаще всего владеют только нормой.)

Полистилизм – владение всеми стилистическими смыслами.

 

Каждый из смыслов может включать в себя информацию об эмоциях и оценке. Но разные смыслы по-разному относятся к способу выражения эмоции и оценки. Пример: белоснежный (цвет + положительные эмоции) – снежно-белый (просто цвет);

Эмоциональность, спонтанность и стилистические смыслы, которые относятся к низкому ярусу, образуют как бы один лагерь. Этому противопоставлены неэмоциональность, неспонтанность и стилистическая возвышенность. Вся наша речевая деятельность колеблется между двумя речевыми полюсами, двумя противостоящими друг другу началами: простое, стихийное, личностное, субъективное, эфемерное (т.е. ситуативное) и сложное, обработанное, ролевое, объективное, интеллектуальное, неэфемерное.

 

Что ещё входит в стилистическую шкалу? - Значение архаичности и новизны.

 

Высокий стилистический ярус (максимально широкое значение) – это точка зрения, предполагающая выход из сферы непосредственных интересов и жизненного мира говорящего. Приподнятость над обыденностью.