Связь с научными парадигмами и дисциплинами.
Классификация стилистических дисциплин.
Введение в стилистику
Источники ошибок в прогнозировании
Основными источниками могут быть названы:
1. Простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее (например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста продаж).
2. Невозможность точно определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект.
3. Непредвиденные трудности (разрушительные события), влияющие на осуществление плана, например, внезапное увольнение начальника отдела сбыта.
Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.
Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.
В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта прогнозирования и отработки его методов.
Вопросы:
1) классификация стилистических дисциплин, предмет стилистики, понятийный аппарат стилистики;
2) стилистика языка, стилистика речи и стилистика речи. Основные проблемы и подходы.
Слово «стилистика» одновременно и название для разных стилистик (родовое название), и стилистика русского языка. Поэтому внутри стилистики можем произвести классификацию.
- теоретическая стилистика занимается теорией стиля в самом широком смысле (стиль не только в языке, но и в моде, в искусстве и других областях семиотической деятельности человека), понятийный аппарат стилистики
- сопоставительная стилистика (Шарль Балли уделял ей внимание). Очень важно для перевода, особенно художественного.
- описательная стилистика занимается описанием стилистической системы и стилистической организации дискурса в конкретном языке.
В течение десятилетий у нас функционировала формула, что русский язык – это язык «от Пушкина до наших дней», а наши дни с каждым годом все дальше. Описательная стилистика синхронная или диахроническая?
У нас - описательная стилиста современного русского языка, данная с учетом динамики.
Стилистика современного русского языка делится на стилистику языка и стилистику текста и дискурса (отвечает разделению Соссюра языка как системы, конструкта и речи, конкретной языковой деятельности).
Предмет стилистики языка – учение о границах и возможностях русского языка; о функциональных стилях и их характеристиках.
Шарль Балли считается основателем научной стилистики. Как он ее основывал? В 1909 году вышла его книга «Французская стилистика». Впервые она была переведена на русский язык в 1961 году. Книга «Язык и жизнь», изданная в 1913 году, переведена на русский язык в 2003 году. «Общая лингвистика и вопросы французского языка». Он задается вопросом, что является предметом стилистики: «Стилистика не изучает какую-то часть языка, она изучает весь язык в целом, однако под определенным углом зрения». Потом это определение повторил Г.О.Винокур в статье «О задачах истории языка» (50-е годы): «В отличие от прочих лингвистических дисциплин стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык по всему разрезу его структуры сразу». Это и звуки, и формы, и знаки, и их части. «Таким образом, никакого «собственного предмета» у нее как будто не оказывается, но стилистика изучает тот же самый материал с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет».
Эта особая точка зрения состоит в том, что это особая семантика, особые стилистические значения, смыслы и способы их выражения, представленности.
Предмет стилистики речи, текста, дискурса. По отношению к стилистике дискурса предмет – стилистическая система языка в действии и стилистическая организация текстов как продуктов языковой деятельности. Есть индивидуальный авторский стиль (идиолект), и общеязыковой.
Стилистика дискурса исследует стилевую организацию разновидностей дискурса, исходя из стилевой дифференциации типов знания для их производства и использования.
«Стилистика» - от «стилос» - деревянная палочка для письма. Этой науке очень много лет. В средние века стилистика существовала наряду с риторикой. В середине 19 века начинается разочарование в риторике, постепенно она исчезает из университетов как отдельный предмет. Рождается научная стилистика, которая какое-то время примыкает к риторике.
Понятийный аппарат стилистики не однороден. Он вбирает в себя разные временные пласты, разные культуры, научные парадигмы (ото всех понемногу) и конкретных людей. Каждый новый ученый предлагает свою систему терминов (что-то входит, что-то нет).
То, что входит в стилистику исходя из временного параметра: все представления, которые есть в античных теориях языка и стиля, прежде всего, само понятие стиля. Сюда же мы можем отнести и риторику.
В 20 веке у нас изменяется структурная парадигма (связана с именем Соссюра). Тогда стилистика взаимодействует (и берет для себя понятия) от лексической семантики, прагматики, социолингвистики, психолингвистики, культуры речи, исследований по языку художественной литературы.
Что берет в себя стилистика в парадигме поструктуралистской: понятия интертекстуальности и интертекстуальных знаков, разных типов интертекста.
Что берет от когнитивной парадигмы? 1) Представление о языке как о хранилище знаний, которое мы используем для хранения, пользования, трансформации, 2) мышление в дискурсном пространстве.
Есть ли у стилистики собственные понятия? Да. Это стилистическое значение, стилистический смысл, стилистическая шкала, стилистическая оппозиция, стилистический препон, стилистическое задание и ряд других понятий подобного рода.
Имена, которые внесли вклад в развитие стилистики: Шарль Балли, Луи Ельмслев (датчанин), Виктор Владимирович Виноградов, Григорий Осипович Винокур, Виктор Максимович Жирмунский, Юрий Николаевич Тынянов, Алексей Матвеевич Пешковский, Панов, Роман Якобсон, Матезиус, культурологи Жирар Ренет («Стиль и значение») и Ролан Барт.
Изучение стилистики имеет теоретические и практические цели. Скребнев: «Владение стилистической системой языка есть высшая форма языковой компетентности».
Стилистика ресурсов: представление о языке как о хранилище (концептуальная метафора). Сверху – тот слой, которым мы пользуемся, а внизу – ресурсы, которые надо извлекать.
В рамках стилистики языка разрабатывалось понятие о стилях как принадлежащих языку (не языковой деятельности). Логика (В.В.Виноградов): стиль – общественно осознанная, функционально обусловленная, определяемая видом деятельности, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенационального языка.
Стилистика речи. Речь в противопоставлении языку (как индивидуальное говорение). Со 2-й половины 50-х годов у нас все большую значимость приобретает стилистика текста (формируется в 60-е годы), постепенно вытесняя стилистику речи.
Проблемы стилистики текста:
1. связь между коммуникативным аспектом языковой деятельности (пишем текст. У него есть автор, у него есть интенции, цель, намерения. Есть и получатель. Может быть непосредственное общение, а может быть общение через текст, и текст в себя вбирает признаки коммуникативной ситуации. Так появляется функциональная лингвистика, где понятие стиля определенным образом расширяется, вводится понятие не только языковой, но и речевой системы) и собственно лингвистическим. Функциональная стилистика.
2. то, что связано с выделением единиц важного стилистического аппарата. Здесь были сделаны важные разработки. Например, выделение композиционных форм (повествование, рассуждение, описание, мы можем выделить их определенные лингвистические признаки. (Описание предполагает сосуществование примет и признаков в одном пространстве; рассуждение: ряд суждений, относящихся к одному предмету или суждению).
Стилистика дискурса. Мишель Фуко: дискурс есть все написанное и произнесенное. Представьте все пространство текста, независимо от времени, места. Какую роль здесь играет стилевое разграничение? Почему нужно, чтобы наша повседневная речь имела свои черты, научная речь – свои и т.д.? С точки зрения стилистики дискурса мы смотрим, какую роль играет стилистическая дифференциация для функционирования дискурса? Дискурс – это хранилище знаний. Знания сами по себе отличаются содержательно, но не имеют собственных отличительных признаков. Стилистическое разделение дискурса позволяет нам, носителям языка, различать разные типы знания и соответственно пользоваться ими в своих целях.