Гибкость финансового планирования

Метод «издержки-объем-прибыль».

Анализ «издержки-объем-прибыль» является достаточно уни­версальным методом финансового планирования. Он позволяет:

1. определять объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности;

2. принимать решения о целевых размерах прибыли;

3. увеличивать гибкость финансовых планов путем учета воз­можных изменений: в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах, продажной цене и объеме продаж.

Иначе метод «издержки-объем-прибыль» называют анализом безубыточности,или «break-even-point» анализом (анализом точки разрыва).

* Суть метода – в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам. То есть нужно определить та­кой минимальный объем продаж, начиная с которого фирма не не­сет убытков. При этом издержки фирмы равны ее доходам.

Валовой доход = Валовые издержки, то есть

Q • Р = F + V • Q,

где Q –объем продаж;

Р – продажная цена;

F – величина постоянных (фиксированных) издержек;

V – величина переменных издержек на единицу продукции.

Тогда Q = F/(P – V), где Q – точка безубыточности, то есть та­кой объем продаж, начиная с которого продажная цена товара пре­вышает издержки на его производство и реализацию.

Таким образом, для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию фирмы, необходимо знать три величины:

1. продажную цену единицы товара;

2. объем постоянных (фиксированных) издержек, то есть та­ких затрат, величина которых в коротком периоде времени не связана с объемом производства и продаж и его изменениями. Это за­траты на оборудование, его содержание и эксплуатацию а также амортизационные отчисления, административные издержки затра­ты на аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследо­вания и разработки и некоторые другие издержки;

3. объем переменных издержек, то есть таких затрат, которые меняют свою величину в связи с изменением объема производства и продаж. Если объем уменьшается, - переменные издержки снижаются и наоборот. К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату основного производственного и ком­мерческого персонала, транспортировку и страхование и т. Д.

Предположим, что плановую точку безубыточности ищет фир­А, выпускающая аудиокассеты.

Цена одной аудиокассеты - 3 тыс. руб.

Постоянные издержки - 10 млн руб.

Переменные издержки - 1тыс. руб

на единицу

продукции

Тогда формула точки безубыточности будет такой;

Q = 10 000 000/(3 000 -1 000) = 10 000 000/2 000 = 5 000 единиц товара

Фирма должна выпустить и продать не менее 5000 тысяч еди­ниц товара, чтобы не понести убытков, то есть покрыть свои общие издержки.

Точку безубыточности можно рассчитать не только в физиче­ских, но и в денежных единицах – рублях.

Тогда формула точки безубыточности будет такой;

Q = F/O-V/P).

У нас Q = 10 000 000/(1 – 1 000/3 000) = 14 925 373 (около 15 000 000 руб.).

То есть фирма должна продать продукцию на сумму около 15 000 000 руб., чтобы покрыть свои издержки.

Графически точка безубыточности определяется кдц пересече­ние графиков валового дохода и валовых издержек (рис.23).

Рис. 23. Определение точки безубыточности фирмы

2. Логика анализа безубыточности может быть применена также для определения объема производства и продаж, необходи­мого для получения целевой величины прибыли.

Предположим, фирма планирует увеличить размеры прибыли до 2 000 000 руб. (что составляет 20% оборота на фиксированные издержки). Тогда количество продаж, необходимое для получения плановой прибыли, будет равно:

Q = (F + Рг(прибыль))/(Р-У) = (10 000 000 + 2 000 000)/(3 000-1 000) =

= 6 000 единиц продукции.

Следовательно, фирма должна произвести и продать 6 тысяч аудиокассет, чтобы получить прибыль в 2 000 000 рублей.

3 Анализ «издержки-объем-прибыль» позволяет увеличить гибкостьфинансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для произ­водства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, фирма может изменять (уменьшать или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.

Что более выгодно для фирмы: уменьшить или увеличить удельный вес постоянных издержек в общей структуре затрат?

Правило производственного рычагаутверждает, что увели­чение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Существо действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность фирмы возрастает.

* Предположим, что фирма, выпускающая аудиокассеты, имеет два варианта распределения затрат между постоян­ными и переменными издержками.

 

Вид издержек I вариант II вариант
постоянные 10 млн руб 4 млн руб
переменные 1 тыс. Руб 2 тыс руб

Рассчитаем точки безубыточности для каждого из случаев:

QI = 10 000 000/(3 000 – 1 000) = 5 000 аудиокассет;

QII = 4 000 000/(3 000 – 2 000) = 4 000 аудиокассет.

На первый взгляд второй вариант (с более низкими постоян­ными и более высокими переменными издержками) предпоч­тительнее с точки зрения получения прибыли, потому что по­зволяет быстрее достичь порога безубыточности (уже при 4 000 проданных аудиокассет).

На деле второй вариант предпочтительнее, лишь до некото­рой точки X, где прибыли, приносимые вариантами I и II, ста­новятся одинаковыми.

PrI = PrII=>

=>Р х QX- Fl –Vlx QX= Р xQX- F2 ~V2x QX=>

3 000 QX-10 000 000-1 000 QX = 3000 QX~4 000 000-2 000 QX =>

QX = 6 000.

Следовательно, пока продажи кассет не достигли 6 000 еди­ниц, вариант II предпочтительнее варианта I, но после пре­одоления этого порога продаж: вариант II оказывается менее прибыльным. Это объясняется тем, что в варианте I после увеличения объема продаж: от б 000 единиц и выше постоян­ные издержки распределяются между все большим количест­вом единиц продукции и оказываются не очень существенны­ми для производства каждой следующей единицы: так, при 8 000 единиц продаж: разница между единичными постоян­ными издержками вариантов I u II составляет всего 0,75 тыс. руб. на единицу (10 млн/8 тыс.-4 млн/8 тыс.). При этом пере­менные издержки варианта II больше переменных издержек варианта I на 1 тыс. руб. Следовательно, вариант I дает экономию в издержках на каждую единицу продукции в 0,25 тыс.руб. (1-0,75) и поэтому является более прибыльным.

Длина производственного рычага равна показателю точки безубыточности, то есть в первом случае это 5 000, во вто­ром 4 000.

Можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных издержек, тем длиннее производственный рычаг, тем выше прибыль. *

 

Однако, как убедительно было показано в случае с финансо­вым рычагом, длина рычага, позволяя расширить размеры прибы­ли, одновременно увеличивает финансовый риск деятельности фирмы. При удлинении производственного рычага увеличивается та доля затрат, которая не может быть изменена в коротком периоде времени. Следовательно, структура финансовых затрат становится менее гибкой и менее приспособленной к изменениям.

Например, можно вложить деньги в строительство нового за­вода аудиокассет, а через некоторое время столкнуться с тем, что спрос на кассеты резко уменьшился из-за возрастания популярно­сти лазерных дисков. Однако затраты на строительство уже произ­ведены и повиснут тяжким грузом на балансе фирмы, снижая ее доходность.

Переменные издержки, напротив, являются более гибкими, эластичными, лучше реагируют на изменения во внешней и внут­ренней среде фирмы. Увеличивая их вес в совокупной структуре за­трат, фирма делает свой финансовый план более гибким, менее подверженным риску непроизводительных затрат.

Искусство плановика экономической организации состоит в умелом лавировании между преимуществами производственного рычага и необходимостью гибкого планирования финансов.