Показатели ликвидности
Ликвидность – это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фирмы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье невозможности решать большинство вопросов своей деятельное в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность определют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способное покрывать долги фирмы.
Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена еще до начала процесса долгосрочного планирования.
Выделяют два основных вида показателей ликвидности:
=> общий коэффициент покрытия;
=> коэффициент абсолютной ликвидности.
Общий коэффициент покрытиявыражает соотношение между текущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.
Общий коэффициент Текущие активы
покрытия (ОКП) = Текущие пассивы
В нашем случае ОКП = 320/200 = 1.6 (см. баланс «Сирин-графики»).
Минимально необходимая величина ОКП должна быть не менее 1 – иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Оптимальный показатель ОКП, по оценкам экспертов, колеблется в диапазоне от 2 до 2,5.
Однако приемлемая величина ОКП в большей степени зависит от специфики отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть ниже для отраслей с быстрой оборачиваемостью текущих активов (около 1,5), для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.
Значение общего коэффициента покрытия, как и в целом показателей ликвидности, для планирования определяется его способностью ответить на следующие вопросы.
1. Могут ли прогнозы ликвидности обеспечить выплаты фирмы по значительным обязательствам?
2. В состоянии ли подготовленные прогнозы ликвидности объяснить причины падения платежеспособности (если такое существует) и связать эти процессы с изменениями в доходах?
3. Какие усилия должна предпринять организация (а точнее, ее менеджмент) для улучшения позиций платежеспособности?
4. Могут ли быть изменены условия, лежащие в основе ухудшившейся ситуации?
Существует ряд практических советов по повышению платежеспособности фирмы.
Один из них – увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счет их – и величины текущих активов. Если предприятие путем эффективной деятельности сумеет вложить денежные средства так, чтобы они принесли дополнительную прибыль, то полученная прибыль позволит увеличить оборотные средства, а значит, улучшить соотношение между текущими активами и пассивами.
Другой способ – не увеличивать оборотные средства, а часть их, напротив, направить на погашение долгов. Но в этом случае снижается величина как текущих пассивов, так и текущих активов, что может привести не только к повышению, но и к понижению показателей ликвидности.
Коэффициентабсолютной ликвидностипоказывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.
Коэффициент абсолютной Текущие активы – Запасы
ликвидности (АЛК) = Текущие пассивы
У нас АЛК = (320-220)/200 =100/200 – 0,5.
По оценкам экспертов, теоретически приемлемой величиной считается АЛК не ниже 0,2. Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов – денег в кассе, на банковском счете, ценных бумаг – оплатить долги предприятия. В нашем гипотетическом случае фирма «Сирин-графика» имеет несколько заниженный ОКП, но обладает хорошей структурой оборотных средств в отношении обязательств, что выражено в высоком АЛК.
Показатели активности (оборачиваемости)
Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активности выражают соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наиболее употребимых показателей активности являются:
• оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);
• оборот запасов;
• оборот основных средств (фиксированных активов). Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины
продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).
Оборот счетов Чистые продажи в кредит
К оплате ЮСО) = Счета к оплате
(дебиторская задолженность)
Предположим, что «Сирин-графика» треть своих продаж осуществила в кредит. Тогда:
ОСО = 260 –(1/3)/20 = 4,3.
Следовательно, счета к оплате в течение года обернулись 4,3 раза.
Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением денег. Величина ОСО, таким образом, показывает, насколько хорошо фирма управляет дебиторской задолженностью.
Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыдущими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показателями фирм-конкурентов, это может означать:
=> разнообразие разновидностей потребительских кредитов, применяемых фирмой;
=> чрезмерно мягкую кредитную политику;
=> неумение фирмы справляться со сбором платежей в назначенные сроки.
Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим негативным последствиям:
• убыткам в сфере кредитных продаж;
• увеличению издержек по получению платежей;
• снижению ликвидности за счет увеличения доли активов, выраженных в дебиторской задолженности.
Оборот товарно-материальных запасов.Этот показатель определяет, насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчитывается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товарно-материальных запасов.
Оборот товарно- Стоимость проданных товаров
материальных запасов = Запасы
(03)
В нашем случае 03 = 145/220 = 0,66.
Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки ресурсов до продажи готовых товаров. Расчет 03 применим только в тех случаях, когда продажи возрастают равномерно.
Высокий показатель 03 показывает очень хорошую ликвидность фирмы или превосходное торговое искусство. Или наоборот –количество запасов, не достаточное для торговли. Низкий показатель 03 означает неважную ликвидность, излишек запасов или их устарелость. Иногда причиной низкого 03 являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в ожидании забастовки шахтеров).
Показатель 03 у фирмы «Сирин-графика» очень низкий (в стабильных условиях рынка он иногда достигает 6 единиц и более). Это может быть связано с уже названными причинами, а может быть следствием неравномерности продаж, обусловленной внешними обстоятельствами. В этом случае, как уже указывалось, расчет 03 оказывается некорректным. Так, предприятие, имеющее низкий 03 из-за кризиса неплатежей или вследствие общей ситуации перепроизводства, не должно относить неудовлетворительный уровень показателя только к серьезным недостаткам своей1 внутренней деятельности.
Другим способом определения оборота запасов является деление величины чистых продаж на объем запасов:
Чистые продажи,
ОЗ = Запасы
У нас 03 = 260/220 = 1,18.
Оборот основных средств(фиксированных активов) определяется в результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.
ООC у «Сирин-графики» = 260/180=1,44.
ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым рублем основных средств. В нашем случае 1 рубль основных средств принес 1,44 рубля валового дохода.
Подсчет ООС – хороший способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, которая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.
Еще один показатель активности – оборот общих активов фирмы, который является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов фирмы.
Оборот общих активов = Чистые продажи
(ООА) Общие активы
У нас ООА = 260/500 = 0,52.
Общий показатель активности у «Сирин-графики» довольно низок (обычно выше 1). Это в первую очередь связано с крайне вялой торговой деятельностью фирмы, низким уровнем продаж (260), отягощенностью активов фирмы крупными товарно-материальными запасами. Показатель вызывает сомнения в способности фирмы генерировать достаточный доход в будущем. Конечно, одной из важных причин слабой активности фирмы являются неблагоприятные внешние условия: узость спроса, кризис неплатежей и т.д. Вместе с тем фирма, очевидно, имеет серьезные недостатки в организации управления внутренней деятельностью, не обладает хороАи способностями приспособления к внешней среде.
Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являются причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.