Показатели ликвидности

 

Ликвидность – это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фирмы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье невозможности решать большинство вопросов своей деятельное в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность определют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способное покрывать долги фирмы.

Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена еще до начала процесса долгосрочного планирования.

Выделяют два основных вида показателей ликвидности:

=> общий коэффициент покрытия;

=> коэффициент абсолютной ликвидности.

Общий коэффициент покрытиявыражает соотношение ме­жду текущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.

 

Общий коэффициент Текущие активы

покрытия (ОКП) = Текущие пассивы

 

В нашем случае ОКП = 320/200 = 1.6 (см. баланс «Сирин-гра­фики»).

Минимально необходимая величина ОКП должна быть не ме­нее 1 – иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Опти­мальный показатель ОКП, по оценкам экспертов, колеблется в диа­пазоне от 2 до 2,5.

Однако приемлемая величина ОКП в большей степени зависит от специфики отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть ниже для отраслей с быстрой обора­чиваемостью текущих активов (около 1,5), для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.

Значение общего коэффициента покрытия, как и в целом по­казателей ликвидности, для планирования определяется его способ­ностью ответить на следующие вопросы.

1. Могут ли прогнозы ликвидности обеспечить выплаты фир­мы по значительным обязательствам?

2. В состоянии ли подготовленные прогнозы ликвидности объяс­нить причины падения платежеспособности (если такое суще­ствует) и связать эти процессы с изменениями в доходах?

3. Какие усилия должна предпринять организация (а точнее, ее менеджмент) для улучшения позиций платежеспособности?

4. Могут ли быть изменены условия, лежащие в основе ухуд­шившейся ситуации?

Существует ряд практических советов по повышению платеже­способности фирмы.

Один из них – увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счет их – и величины текущих активов. Если предприятие пу­тем эффективной деятельности сумеет вложить денежные средства так, чтобы они принесли дополнительную прибыль, то полученная прибыль позволит увеличить оборотные средства, а значит, улуч­шить соотношение между текущими активами и пассивами.

Другой способ – не увеличивать оборотные средства, а часть их, напротив, направить на погашение долгов. Но в этом случае снижается величина как текущих пассивов, так и текущих активов, что может привести не только к повышению, но и к понижению по­казателей ликвидности.

Коэффициентабсолютной ликвидностипоказывает соот­ношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и те­кущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы, определяется как разница ме­жду общей величиной текущих активов (оборотных средств) и все­ми товарно-материальными запасами.

 

Коэффициент абсолютной Текущие активы – Запасы

ликвидности (АЛК) = Текущие пассивы

 

У нас АЛК = (320-220)/200 =100/200 – 0,5.

По оценкам экспертов, теоретически приемлемой величиной считается АЛК не ниже 0,2. Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов – денег в кассе, на банков­ском счете, ценных бумаг – оплатить долги предприятия. В нашем гипотетическом случае фирма «Сирин-графика» имеет несколько заниженный ОКП, но обладает хорошей структурой оборотных средств в отношении обязательств, что выражено в высоком АЛК.

 

Показатели активности (оборачиваемости)

 

Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хо­рошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активно­сти выражают соотношение между величиной продаж и различны­ми элементами активов, то есть выясняют количество продаж, соз­данное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наиболее употребимых показателей активности являются:

• оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);

• оборот запасов;

• оборот основных средств (фиксированных активов). Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины

продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

 

Оборот счетов Чистые продажи в кредит

К оплате ЮСО) = Счета к оплате

(дебиторская задолженность)

 

Предположим, что «Сирин-графика» треть своих продаж осу­ществила в кредит. Тогда:

ОСО = 260 –(1/3)/20 = 4,3.

Следовательно, счета к оплате в течение года обернулись 4,3 раза.

Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением денег. Величина ОСО, таким образом, показывает, насколько хорошо фирма управляет дебиторской задолженностью.

Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыду­щими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показате­лями фирм-конкурентов, это может означать:

=> разнообразие разновидностей потребительских кредитов, применяемых фирмой;

=> чрезмерно мягкую кредитную политику;

=> неумение фирмы справляться со сбором платежей в назна­ченные сроки.

Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим негативным последствиям:

• убыткам в сфере кредитных продаж;

• увеличению издержек по получению платежей;

• снижению ликвидности за счет увеличения доли активов, выраженных в дебиторской задолженности.

Оборот товарно-материальных запасов.Этот показатель оп­ределяет, насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рас­считывается как соотношение между стоимостью проданных това­ров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной то­варно-материальных запасов.

Оборот товарно- Стоимость проданных товаров

материальных запасов = Запасы

(03)

 

В нашем случае 03 = 145/220 = 0,66.

Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки ресурсов до продажи готовых товаров. Расчет 03 приме­ним только в тех случаях, когда продажи возрастают равномерно.

Высокий показатель 03 показывает очень хорошую ликвид­ность фирмы или превосходное торговое искусство. Или наоборот –количество запасов, не достаточное для торговли. Низкий показа­тель 03 означает неважную ликвидность, излишек запасов или их устарелость. Иногда причиной низкого 03 являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в ожидании забастовки шахтеров).

Показатель 03 у фирмы «Сирин-графика» очень низкий (в ста­бильных условиях рынка он иногда достигает 6 единиц и более). Это может быть связано с уже названными причинами, а может быть следствием неравномерности продаж, обусловленной внеш­ними обстоятельствами. В этом случае, как уже указывалось, расчет 03 оказывается некорректным. Так, предприятие, имеющее низкий 03 из-за кризиса неплатежей или вследствие общей ситуации пере­производства, не должно относить неудовлетворительный уровень показателя только к серьезным недостаткам своей1 внутренней дея­тельности.

Другим способом определения оборота запасов является деле­ние величины чистых продаж на объем запасов:

Чистые продажи,

ОЗ = Запасы

 

У нас 03 = 260/220 = 1,18.

Оборот основных средств(фиксированных активов) опреде­ляется в результате деления чистых продаж фирмы на величину ос­новных средств.

ООC у «Сирин-графики» = 260/180=1,44.

ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым руб­лем основных средств. В нашем случае 1 рубль основных средств принес 1,44 рубля валового дохода.

Подсчет ООС – хороший способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, ко­торая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.

Еще один показатель активности – оборот общих активов фирмы, который является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов фирмы.

 

Оборот общих активов = Чистые продажи

(ООА) Общие активы

 

У нас ООА = 260/500 = 0,52.

Общий показатель активности у «Сирин-графики» довольно низок (обычно выше 1). Это в первую очередь связано с крайне вя­лой торговой деятельностью фирмы, низким уровнем продаж (260), отягощенностью активов фирмы крупными товарно-материальны­ми запасами. Показатель вызывает сомнения в способности фирмы генерировать достаточный доход в будущем. Конечно, одной из важных причин слабой активности фирмы являются неблагоприят­ные внешние условия: узость спроса, кризис неплатежей и т.д. Вместе с тем фирма, очевидно, имеет серьезные недостатки в орга­низации управления внутренней деятельностью, не обладает хоро­Аи способностями приспособления к внешней среде.

Таким образом, финансовые показатели сами по себе не явля­ются причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы небла­гополучия, глубинные причины которого кроются в непосредствен­ной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, ко­торую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетвори­тельные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в пер­вую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.