Эволюция управленческой мысли

Менеджмент не всегда воспринимался в том виде, как он описывается в современных учебниках. Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений:

- Задачи(которые ставит перед собой организация);

- Люди(входящие в организацию);

- Управленческая деятельность(которая приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач).

Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменениями характера управления, все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органическое целое.

 

I. Первый прорыв в управленческой мысли – «тейлоризм», основанный на предположении, что управлять можно «научно» был сделан в начале прошлого века. Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком: прошел путь от рабочего до главного инженера сталелитейной компании. Суть его учения состоит в том, что инженерную мысль перенесли на управленческий уровень. Проводилось скрупулезное изучение всех движений рабочего, при этом лишние, непродуктивные устранялись. На базе использования стандартных приемов и оборудования повышалась эффективность работы. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти. Ф.Тейлор был промышленным инженером, поэтому для него было совершенно естественным смотреть на управление как на машину. В то время такой подход был всеобщим. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда. Система Тейлора дала большой выигрыш в производительности, однако Тейлор не занимался совершенствованием управления организацией в целом.