Для чего нужен бизнес-план

Бизнес-план предприятия

Тема IV

Любое новое дело нуждается в принятии важных пред­варительных решений о его развитии. Бизнес-план - это очень хо­рошее средство для их осмысления. В условиях становящегося рос­сийского бизнеса уже работающие предприятия и люди, еще не­давно далекие от хозяйственной деятельности, ищут новые воз­можности применения своих сил в экономике.

Предпринимательство - это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тща­тельного расчета и умения правильно предвидеть свое будущее.

 

 

Бизнес-план - это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых ви­дов бизнеса.

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономи­ческих организаций на очередном этапе их развития.

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное опре­деление того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнеспланированию Г. Райен: "Понять себя и про­дать себя". Другими словами, бизнес-планирование решает сле­дующие важные проблемы:

* определяет степень жизнеспособности и будущей устойчи­вости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

* конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы коли­чественных и качественных показателей развития;

* привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

* помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

Как видно, в отличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными ли­цами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и по­ставщики фирмы.

Для начинающего предпринимателя бизнес-план - это, по су­ти, все, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень со­ставленного бизнес-плана становится показателем надежности и серьезности предпринимателя и его дела.

Как правило, бизнес-план является отправной точкой для на­чала переговоров между предпринимателем и возможными инве­сторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными фирмами.

Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, про­дажа которого должна принести максимально возможный выигрыш.

В современных российских условиях бизнес-план осуществля­ет еще одну важную функцию - он является инструментом процес­са приватизации государственных предприятий. Здесь он использу­ется для обоснования предложений по приватизации, для определе­ния круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизи­руемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании эконо­мической организации.

Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода от чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному применению бизнес-планов в процессе приватизации.

*До недавнего времени российским законодательством пред­полагалось обязательное представление бизнес-плана (инве­стиционной программы) при продаже пакетов акций прива­тизируемого предприятия. Выполнение инвестиционной программы покупателем предприятия должно было контролиро­ваться в течение трех лет, и только после ее выполнения право собственности могло перейти к инвестору. Таким обра­зом, бизнес-план объективно оказывался тормозом привати­зационного процесса. Кроме того, подобный подход способст­вовал созданию "липовых" бизнес-планов, формализации про­цесса бизнес-планирования.

Утвержденное в феврале 1994 г. "Положение об инвестици­онном конкурсе по продаже пакетов акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муни­ципальных предприятий" облегчило проведение конкурсов. В "Положении" отсутствуют жесткие требования о предос­тавлении инвестиционной программы. Право собственности переходит к покупателям не после определенного этапа вы­полнения бизнес-плана, а с момента оплаты номинальной стои­мости пакета акций. Так новое положение отменило путаницу в понятиях и разделило две глобальные цели: цель скорейшей приватизации и цель развития (воплощенную в бизнес-плане). Ранее цель развития как будто превалировала над целью прива­тизации. Однако на самом деле и приватизация замедлялась, и бизнес-планы составлялись некачественно, на скорую руку.

Означает ли новый подход ненужность бизнес-плана для процесса приватизации? Нет. Бизнес-план естественным об­разам станет необходимым этапом становления приватизи­рованного предприятия, когда оно должно будет решать проблемы выживания и рыночной адаптации, которая в на­ших, отечественных условиях возможна только в рамках пе­реориентации неэффективных производств и развития новых направлений бизнеса.

Российская экономика нуждается в первую очередь в высо­ком качестве и обоснованности бизнес-планов, а не в их коли­честве. *

 

Бизнес-план, как и стратегический план организации, охваты­вает достаточно длительный период, обычно - 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует рядразличий:

♦ в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, ко­торая связана с созданием и развитием определенного нового биз­неса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий орга­низации;

♦ стратегические планы - это обычно планы с растущим го­ризонтом времени. По мере выполнения очередного годичного пла­на его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегиче­скому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен и достигнуть проектной мощно­сти завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной про­работкой и определенной самодостаточностью;

♦ в бизнес-плане функциональные составляющие (планы 'производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое зна­чение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, рав­новесными частями структуры бизнес-плана.

Близким "родственником" бизнес-плана можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО -это еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что тех­нико-экономическое обоснование - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. По­этому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыноч­ные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфич­ном характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

Методика составления ТЭО разработана Организацией Объе­диненных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У нас методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендаций по обоснованию предложений о создании совместных пред­приятий.

В соответствии с разработками ЮНИДО предлагается сле­дующая последовательность изложения материалов ТЭО.

* Общие исходные данные и условия.

* Рынок и мощность предприятия.

* Материальные факторы производства.

* Место нахождения предприятия.

* Проектно-конструкторская документация.

* Организация предприятия и накладные расходы.

* Трудовые ресурсы.

* Планирование сроков осуществления проекта.

* Финансово-экономическая оценка проекта.

Для российских предприятий ТЭО является более привычной формой обоснования экономического проекта из-за указанных осо­бенностей его содержания. В современных условиях ТЭО отечест­венных предприятий в наибольшей степени приближены к образцу, предложенному ЮНИДО.

Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельно­сти бизнеса. В нем заложены преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.