Стратегия выживания для российских предприятий
Важной темой современного российского хозяйствования является разработка стратегии выживания. Особое значение она приобретает для государственных и бывших государственных предприятий. Эти предприятия в большей мере несут на себе груз прежних методов управления и планирования. В централизованно управляемой экономике среда хозяйствования и его цели имели принципиально иной характер, чем в рыночной экономике.
Щели деятельности государственных предприятий и способы их достижений в первую очередь определялись директивами (приказами) экономического центра, который представляли партия и правительство. Принятие предприятием самостоятельных решений было возможно только в пределах оперативного планирования и в сфере неофициальных, "теневых" хозяйственных контактов. Таким образом, официальный план предприятия обычно включал в себя установки высшего
(центрального, отраслевого) руководства и ничего более. Подобный подход к планированию деятельности предприятия, с одной стороны, облегчал, а с другой стороны, усложнял работу по формированию и реализации плана. Главной целью социалистического производства признавалось всемерное развитие производства для удовлетворения возрастающих потребностей людей. В плановой практике это развитие трактовалось как расширение, экономическая экспансия. Следствием подобного, искусственно задаваемого расширения становились значительный рост производственного и потребительского спроса, с одной стороны, и нехватка, дефицит экономических ресурсов всех видов - с другой. Основной задачей плановой деятельности в этих условиях являлось увеличение количества выпускаемой предприятием продукции. Расширение производства финансировалось большей частью не самим предприятием, а из государственного бюджета. Это облегчало деятельность предприятия, снижало жесткость финансовых (бюджетных) ограничений. Но возможности роста в рамках предприятия были ограничены дефицитом экономических ресурсов (от рабочей силы до сырья и материалов), то есть действовали жесткие ресурсные ограничения.
Известный специалист по социалистической экономике Я. Корнай обобщил основные различия между классическим капиталистическим (рыночным) предприятием и традиционным социалистическим предприятием в сфере условий хозяйствования и составления плана (табл. 10).
Вместе с тем существовали собственные, специфические цели предприятия, которые не отражались в официальном плане, но, несмотря на это, существенно влияли на определение реальной стратегии предприятия.
Таблица 10
Два "чистых" предприятия и действующие ограничения
Специалисты по социалистической экономике (такие, как Я. Корнай, Б. Хамори) выделяют следующий комплекс собственных целей предприятий, действующих в административных экономических системах.
1. Цели, связанные с получением дохода. При этом цель получения прибыли подменялась стремлением увеличить личные доходы работников и руководителей предприятия.
2.Стремление к расширению, росту. Эта цель в первую очередь отражала основные установки государственной экономической политики. Вместе с тем расширение было выгодно самому предприятию:
• с точки зрения удовлетворения личных амбиций и интересов руководителей предприятий;
• в связи с полученными предприятием производственно-экономическими преимуществами: крупное предприятие более важно для государства, а потому более тесно связано с ним. Поэтому оно имеет особые льготы на получение субвенций, дотаций, имеет более легкий доступ к источникам капитальных вложений.
3. Репутация предприятия.Это важная цель, связанная с желаемым приближением к экономическому центру. Поскольку связь с центром осуществлялась путем циркуляции документов - рапортов, отчетов, постольку обеспечение репутации было связано не с повышением качества продукции, а с филигранной подготовкой отчетов (многие из которых существенно искажали фактическое положение дел).
4. Создание резервов (организационных запасов). Является важнейшей задачей в условиях хронического дефицита. Нужно заметить, что ее выполнение еще более обостряло нехватку ресурсов в производственном потоке.
В таких условиях у предприятий серьезно снижались способность и потребность к выпуску качественной, конкурентоспособной продукции, отсутствовали стимулы и возможности технического и технологического совершенствования, не было навыков приспособления к спросу.
Эти недостатки остро проявили себя в современных условиях. Нынешние отечественные предприятия с большим трудом адаптируются к обстановке. *
Стратегия выживанияотечественных (государственных и приватизированных) предприятий - это попытка приспособления к формирующемуся рынку и отказ от прежних методов хозяйствования.
Стратегия нынешних государственных предприятий существенно усложнилась по сравнению с советским периодом, приобрела комплексный характер. Стратегия выживания включает в себя: общий (организационный), рыночный, финансовый, производственный, кадровый компоненты.
Организационный компонент стратегии выживания имеет несколько вариантов.
1. Вхождение предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), преобразованные из отраслевых структур управления или создаваемые заново. Они обычно помогают в снабжении и сбыте, в установлении хозяйственных связей между государствами СНГ. Такие объединения создают собственные финансовые институты, оказывают лоббистское давление на правительство и Центральный банк и т.п.
2. Создание различных горизонтальных объединений предприятий - акционерных обществ, товариществ под совместные инвестиционные и производственные проекты. Встречаются и объединения типа картелей - соглашений между предприятиями о минимальном уровне цен.
3. Вариант, обусловленный прежним пассивным и иждивенческим положением предприятия или отсутствием возможности осуществления двух вышеприведенных вариантов, - паразитирование на государственной собственности: продажа сырья и материалов из резервных фондов предприятий, сдача в аренду помещений и т.д.
4. Приватизация, позволяющая уйти из-под контроля государственных чиновников, приобретение возможностей: принимать гибкие хозяйственные решения (положительный аспект приватизации), осуществлять бесконтрольное руководство исходя из личных амбиций и интересов и/или не вдаваясь в суть вопроса (отрицательный аспект приватизации). В любом случае осуществление приватизации преследует цель сохранения и укрепления контроля над предприятием, недопущения к управлению "сторонних акционеров".
Рыночная стратегия,или стратегия сбыта, признается необходимой большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие предприятия в силу недостаточных знаний у управляющих, отсутствия квалифицированных специалистов - маркетологов, отсутствия опыта разработки такой стратегии и т.п. В рамках сбытовой стратегии предприятия проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, их надежности и перспектив, контактов с новыми коммерческими структурами на рынке и т.д.
Конкурентный аспект стратегии предполагает в основном на современных предприятиях повышение качества товаров, то есть неценовую конкуренцию.
Финансовая стратегия,с одной стороны, наследует привычки прошлого - предприятие оказывает давление на правительство, пытаясь получить уступки, льготы (например, добиваясь льготной ставки процента) при формировании финансовых ресурсов. С другой стороны, предпринимаются собственные усилия по упрочению финансового положения. Руководители предприятий ощутили, что жесткие финансовые ограничения становятся определяющими при принятии основных финансовых решений.
Производственная стратегиянацелена в первую очередь на поддержание технического уровня производства. Как отмечают специалисты, здесь сказываются и своеобразная "инженерная этика" (у большинства руководителей техническое образование), и понимание того, что снижение качества продукции в нынешних условиях явно недопустимо, и постоянное давление многих инспектирующих ведомств - водоснабжения, охраны природы, котлонадзора и т.п.
Кадровая стратегия,в свою очередь, предполагает сохранение ядра трудового коллектива. Такой подход обусловлен двумя целями:
• сохранить прослойку квалифицированных работников и специалистов;
• предотвратить массовые увольнения и вызванные ими социальные волнения, могущие повлиять на устойчивость положения предприятия.
В целом в рамках стратегии выживания характерен переход от упрощенных представлений и пассивных ожиданий управляющих к пониманию сложного и многообразного характера деловой среды предприятия и способов хозяйственного поведения.