Формулирование стратегии

Риск применения общих конкурентных стратегий

 

 

Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.

Однако методы стратегического анализа не могут подменить процесса фундаментального стратегического мышления. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в том, что они иг­норируют специфические особенности каждого из видов бизнеса, иногда приводят к слишком общим, абстрактным выводам.

* Одной из специфических черт российского бизнеса является его существенная "утопленностъ" в среду неформальных, вне-законных контактов и отношений. Частично эта особен­ность уходит корнями в советский период, когда централизо­ванное руководство экономикой не смогло справиться с про­блемой эффективного распределения ресурсов. Поэтому руко­водителям предприятий приходилось заключать негласные со­глашения о поставках и других хозяйственных действиях. Иначе предприятия просто не имели бы возможности про­должать свою работу.

Другая черта, вернее причина незаконных отношений, - от­сутствие необходимых норм хозяйственного права и деловой этики бизнеса в российской экономике.

Третья черта - развращенность сознания людей, ответст­венных за выполнение тех или иных хозяйственных функций, например таможенных, что является следствием двойной морали предшествующего периода.

Руководство западных фирм часто не учитывает именно этот фактор хозяйственной жизни России при разработке стратегии внедрения на российский рынок. Его можно по-разному оценивать, но нельзя игнорировать, иначе успехи фирмы могут быть сведены к нулю, что подтвердили скром­ные итоги деятельности на отечественном рынке некоторых солидных западных фирм и их дилеров. *

 

Процесс формирования стратегиизаключает в себе три этапа:

1. формирование общей стратегии организации;

2. формирование конкурентной (деловой) стратегии;

3. определение функциональных стратегий фирмы.

Общая стратегия организацииформируется высшим руко­водством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:

=> должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;

=> необходимо установить конкретную роль каждого из под­разделений фирмы при осуществлении стратегии и опреде­лить способы распределения ресурсов между ними.

Различные варианты общих стратегий были приведены в пара­графе о стратегическом анализе. Для удобства их разнообразие мо­жет быть сведено к трем основным типам: стратегиям стабильности, роста, сокращения. Организация может выбрать один из них или применять определенные сочетания различных типов (что обычно бы­вает характерно для крупных, диверсифицированных компаний).

Стратегия стабильности- сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется круп­ными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным вы­ражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) кон­троля и/или наказаний за монополизацию (способ действий, харак­терный для российских фирм-монополистов).

Стратегия роста- увеличение организации, часто через про­никновение и захват новых рынков.

Разновидность стратегии роста:

- вертикальная интеграция;

- горизонтальная интеграция.

Стратегия роста осуществляется тремя способами:

1. поглощение конкурирующих фирм путем аквизиции (приоб­ретения контрольного пакета акций);

2. слияние - объединение на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации;

3. совместное предприятие - объединение организаций разных стран для реализации совместного проекта, если он оказы­вается не под силу одной из сторон.

* Например, совместные предприятия России и других стран в рамках исследования космоса - с российской стороны есть богатейший научный потенциал, но не хватает финансовых средств. Большое количество совместных предприятий в Рос­сии действуют по принципу:

иностранный капитал + российские естественные

и специалисты ресурсы,

причем речь идет не о переработке, а в основном о перепро­даже ресурсов. *

 

Стратегия сокращенияприменяется в тех случаях, когда вы­живание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются следующие.

Стратегия разворота - используется, если организация дей­ствует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излиш­ней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальнейший поиск эффективных путей механизма использования ресурсов. В том случае, когда стратегия разворота принесла поло­жительные результаты, в дальнейшем можно сосредоточиться на стратегии роста.

Стратегия отделения - если компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производит­ся отказ от него - продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму.

Стратегия ликвидации - в случае достижения критической точки - банкротства - происходят уничтожение организации, рас­продажа ее активов. Наиболее нежелательная из стратегий сокра­щения: создает неудобства и убытки как для собственников (акцио­неров), так и для работников фирмы.

Иногда общую стратегию организации называют портфель­ной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций ор­ганизации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации.

Эффективно распределенные между деловыми подразделения­ми фирмы инвестиции могут создать эффект синэргизма или страте­гического рычага, когда определенные затраты на совокупность раз­личных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности компании, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между деловыми единицами.

Деловая (конкурентная) стратегияорганизации нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабаты­вает собственную целевую стратегию. Варианты деловых страте­гий охарактеризованы в предыдущем параграфе.

Функциональные стратегииразрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают следующие элементы.

Стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте - от его первоначальной разработки до внедрения на рынке и имеет две разновидности: инновационную стратегию и имитационную стратегию. Инновационные стратегии, то есть стра­тегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требу­ют больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превра­щаются в не возместимые для фирмы издержки. Поэтому более по­пулярными являются имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях, например в компьютерной отрасли.

Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудова­ния, основных элементах производственного процесса, регулиро­вании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производст­венной стратегии являются:

• контроль за издержками;

• повышение эффективности производственных операций.

Маркетинговая стратегиязаключается в определении под­ходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть пред­ложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса мар­кетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, кана­лов распределения и стимулирования сбыта).

Финансовая стратегияответственна за прогнозирование фи­нансовых показателей стратегического плана, оценку инвестицион­ных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов. Более подробно финансовое пред­видение рассмотрено в главе "Финансовое планирование в органи­зации".

Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой реша­ются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффек­тивному ведению бизнеса.