Критические точки в деятельности российских фирм
Как с точки зрения внутренних и внешних аспектов можно оценить среду российской экономической организации!
С одной стороны, чем меньше развит рынок, тем менее насыщен он товарами, чем больше степень его монополизации, тем слабее учет действующими на этом рынке фирмами факторов внешней среды. Для огромного числа небольших, преимущественно коммерческих, российских фирм проблема насыщенного, остроконкурентного рынка уже сегодня является актуальной, и эти организации должны весьма внимательно учитывать факторы внешней среды.
С другой стороны, для любой российской фирмы, как крупного монополиста, так и мелкого коммерческого банка, проблема внешней среды очень актуальна из-за воздействия трех глобальных факторов:
> политического - в стране не создана устойчивая, эффективно действующая структура власти. Политическая обстановка постоянно чревата серьезными потрясениями. У различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к власти, разное отношение к бизнесу - не только в частностях, например в вопросах косвенного регулирования деловой сферы (налоговые ставки, кредитные отношения и т.д.), но и в основном подходе, определяющем соотношение государственного и частного бизнеса, сферы предпринимательской деятельности, возможность прямого контроля над фирмами;
> социального - резкое расслоение населения по уровням доходов (по некоторым данным уровень доходов 10% беднейших и 10% богатейших граждан различался в 10,8 раза в 1993 г. по сравнению с 8,7 раза в 1992 г.) приводит к постоянному сжатию первичного, потребительского спроса на рынках конечных продуктов. Это влечет за собой сокращение вторичного спроса, то есть спроса фирм, предприятий на рынках экономических ресурсов - средств производства, сырья и т.д. Кроме того, социальное расслоение означает
создание различных сегментов потребительского рынка -рынка для богатых и рынка для бедных, что ставит проблему выбора предприятием своей товарной политики;
> экономического, когда ситуация спада в российской экономике существенно ухудшила перспективы роста российских предприятий, снизила возможности накопления капитала, необходимого для новых вложений.
* В настоящее время многие российские предприятия ухудшили свою деятельность и практически свели на нет процессы планирования не столько из-за высокой степени непредсказуемости внешней среды, сколько из-за самого факта многочисленных изменений. Они находятся в состоянии своеобразного "хозяйственного стресса"и не желают воспринимать реальность изменений, надеются на восстановление стабильности, которая в течение многих советских лет была определяющим признаком общей среды хозяйствования. Вновь возникший частный бизнес лучше приспособлен к усложнившемуся характеру внешней среды, поскольку вынужден адаптироваться к ней с момента своего зарождения. *
Если говорить о значении рабочей среды в практике планирования российских экономических организаций, то в период перехода к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осуществлялись при активном участии государства, которое самостоятельно, без учета интересов организации устанавливало ей поставщиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского типа практически отсутствовал. Влияние контактных аудиторий было очень мало (рис. 8).
Рис 8. Разновидности рабочей среды предприятия: рабочая среда
централизованно управляемой экономики и рабочая среда рынка
Как видно из схемы, рабочая среда рыночной экономики гораздо сложнее и требует от предприятия больших усилий по ее анализу.
Формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации. Техника анализа среды
Когда определены наиболее значимые факторы среды организации, необходимо получить о них всю возможную информацию.
Техника формирования базы данных.Определение информации о критических точках среды можно осуществить следующими способами:
• сканирование среды (поиск уже сформированной информации, той, которая существует в ретроспективе);
• мониторинг среды (отслеживание текущей, вновь появляющейся информации);
• прогнозирование (попытки создать информацию обудущем состоянии среды).
Отслеживание информации осуществляется в. рамках трех главных типов систем получения информации.
1. Иррегулярные системы. Распространены в исследованиях особых ситуаций. Хорошо действуют в условиях продолжающегося кризиса среды (такого, например, как нехватка энергии, или такого, как политическое потрясение, вызванное отставкой правительства). Фокусируются в прошлое, чтобы найти события, подобные данным. Могут быть применены для краткосрочной реакции на кризис в организации. Мало используются для определения возможных будущих событий.
2. Регулярные (периодические) системы. Для них характерен периодический, чаще всего ежегодный обзор событий. Результаты периодических исследований применяются менеджментом при принятии рабочих решений. Здесь также преобладает ретроспективный момент, хотя проявляется некоторое внимание к будущему.
3. Системы непрерывного обзора. Постоянно исследуют значимые элементы среды организации. Являются устойчивым компонентом процесса планирования. В большей степени ориентированы на будущее. Используют методы прогнозирования. Их применение ограничено нехваткой средств у организации, а также в тех случаях, когда аналитики фирмы не в состоянии правильно определить значимые факторы среды.