Тактическое планирование

Стратегическое планирование

Процесс планирования в экономической организации

Стратегическое и оперативное планирование.

 

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

Понятие "стратегия" - греческого происхождения. Первона­чально оно имело военное значение и означало "искусство генера­ла" находить правильные пути к достижению победы.

Стратегия экономической организации - это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы - зна­чит определять общие направления ее деятельности.

Стратегией не может быть простое определение желаемых це­лей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за дей­ствительное - это еще не значит разработать стратегию. Стратегия

должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возмож­ностей развития фирмы. Поэтому стратегия - это прежде всего ре-' акция организации на объективные внешние и внутренние обстоя­тельства ее деятельности.

Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия осно­вывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских организаций, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неод­нозначные. Стратегия - это не функция времени, а в первую оче­редь функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного ох­вата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает страте­гическое планирование аналитическим подходом к принятию ре­шений о будущем фирмы.

Термин "тактика" - также первоначально военный термин гре­ческого происхождения, означавший маневрирование силами, под­ходящими для осуществления данных целей. Тактическое планиро­вание имеет дело с решениями о том, как должны быть рас­пределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосроч­ный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена.

* Конкретным примером одного из направлений стратегии может быть решение фермера освоить производство про­дукции под собственной торговой маркой (в частности, про­изводство цыплят в особой упаковке). Тогда тактическое пла­нирование может содержать следующие задачи:

создание новых производственных мощностей (скажем, путем приобретения цеха по обработке цыплят или по­глощения соседней фермы, обладающей таким цехом);

специальная подготовка в маркетинге и обучение персонала;.

создание более мобильной системы распределения, нала­живание контактов с новыми торговыми точками. *

Каковы основные рахчичия между стратегическим и тактиче­ским планированием?

Основной вопрос стратегического планирования - чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, какорганизация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами.

Другие различия:

• принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, потому что ме­неджерам, занимающимся тактическим планированием, боль­ше доступна добротная, конкретная информация. При так­тическом планировании применимы базирующиеся на ком­пьютерных технологиях количественные методы анализа;

• выполнение тактических решений лучше отслеживается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;

• тактические решения легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды внедре­ния продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приоб­ретении новых производственных мощностей);

• для тактического планирования характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, регио­нальных, функциональных.

Оперативное планирование означает практически то же са­мое, что и тактическое планирование. Термин "оперативное" более ярко, чем термин "тактическое", подчеркивает, что это планирова-

ние отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком я среднем периодах, например планирование производства, плани­рование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием пони­мают также составление бюджетов организации.

Процесс планирования в организацииДеятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов (рис. 3).

Рис. 3. Деятельность по планированию в экономической организации

 

1. Процесс составления планов, или непосредственный про­цесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях ор­ганизации и способах их достижения. Результатом процесса плани­рования является система планов (4).

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Ре­зультатами этой деятельности являются реальные показатели дея­тельности ррганизации (5).

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравне­ние реальных результатов с плановыми показателями, а также соз­дание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является по- ' следним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку именно контроль устанавливает эффективность планово­го процесса в организации (3).

Таким образом, процесс планирования является первым эта­пом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования - это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искус­ства. Если определенные моменты процесса не соответствуют по­ставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действу­ют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом (рис. 4).

Рис. 4. Процесс планирования в экономической организации

 

Первый этап.Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслежива­ние информации об этих компонентах, составляет прогнозы буду­щего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап.Фирма устанавливает ориентиры своей деятель­ности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установле­ния целей предшествует анализу среды.

Третийэтап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внеш­ней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты страте­гии.

Четвертый этап.Производятся выбор одной из альтернатив­ных стратегий и ее проработка.

Пятый этап.Подготавливается окончательный стратегиче­ский план деятельности фирмы.

Шестойэтап. Среднесрочное планирование. Готовятся средне­срочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные опе­ративные планы и проекты.

Восьмой идевятый этапы, не являясь стадиями непосредст­венного процесса планирования, тем не менее определяют предпо­сылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

• что организации удалось сделать, реализуя свои планы;

• каков разрыв между плановыми показателями и фактиче­ским выполнением.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оператив­ных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета резуль­татов выполнения к переформулированию плана) связью.