Масштабы деятельности фирмы

Издержки планирования

 

Предел планирования определен и величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования.

Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним из ' наиболее существенных недостатков плановой деятельности явля­ется необходимость дополнительных затрат на:

• исследования;

• организацию подразделения планирования:

• привлечение дополнительного персонала.

Речь идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы быть использованы для решения других важных экономических задач. Если говорить о не денежных издержках, планирование требует еще одной важнейшей категории затрат - затрат времени - также дефи­цитного и весьма ограниченного ресурса.

Может ли позволить себе организация осуществлять такие за­траты и, следовательно, заниматься планированием? Да, может, по­тому что затраты на планирование, как уже отмечалось, создают ряд важных преимуществ в деятельности фирмы. Поэтому вопрос о затратах правильно было бы сформулировать так: каковы должны быть дополнительные затраты, нужные для того, чтобы расширить масштабы планирования в организации?

Минимальным результатом планирования является недопуще­ние грубых ошибок в экономической деятельности, то есть приобре­тение способностей предвидеть неприятные обстоятельства будуще­го и устранять их. Если средства, которые затрачены на планирова­ние, привели к такому результату, - этого уже почти достаточно.

Можно сформулировать следующее правило определения из­держек планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут допол­нительный положительный эффект^ И, кроме того, не стоит браться за разработку такого плана, стоимость которого могла бы равняться стоимости создания лучшего плана..

Таким образом, минимальными затратами на планирование явля­ются такие, которые обеспечивают выживание экономической органи­зации, а любые дополнительные затраты должны обеспечивать ее раз­витие.

Трудность при определении оптимальных затрат заключена в том, что доход, полученный от планирования, не может быть изме­рен точно при помощи количественных методов. Эффект плановой деятельности опытный менеджер может определить, используя ка­чественные и субъективные методы оценки.

 

 

 

Масштабы деятельности фирмы ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации.

Преимущества в осуществлении планирования принадлежат крупным фирмам, потому что они обладают необходимым потен­циалом для того, чтобы предвидеть свое будущее:

• у них выше финансовые возможности;

• они в своем большинстве занимаются серьезными научны­ми и проектными разработками;

• они обладают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать таких же высококвалифицированных специалистов со стороны и т.д.

Крупные фирмы, как правило, имеют в своем составе специ­альные плановые подразделения. Вместе с тем даже солидные эко­номические организации для определения плановых стратегий за­частую обращаются к внешним консультантам, специализирую­щимся на вопросах планирования. В связи с быстрым распростра­нением в последние десятилетия стратегического планирования не­которые консультационные фирмы сделали его своей исключитель­ной областью деятельности. Такие фирмы иногда называют "салонами стратегии".

Небольшим экономическим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоя­щее стратегическое планирование. Однако они могут:

=> использовать некоторые формы планирования, особенно оперативное планирование;

=> применять уже готовые модели стратегий, созданные известными компаниями и исследовательскими фирмами (такие, как матрица БКГ, модель "Мак-Кинси 7С" и другие), и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организации.

Несмотря на трудности осуществления планирования в не­большой организации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем крупной. Внешняя среда у такой организации менее под­дается контролю и более агрессивна, чем у крупной фирмы, следовательно, будущее мелкой фирмы более неопределенно и непредсказуемо.

Нужно сказать, что у небольшой фирмы есть свои преимущества в организации планирования. Главное из них - внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима предсказуема. Помимо этого в маленькой организации легче ее дать особый психологический и социальный климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации, ее целей.