Желудочки головного мозга.
Лимбическая система.
До настоящего времени последняя в описаниях различных ученых не имеет четких морфологических границ. Однако большинство сходится в том, что в понятие лимба — кольца — обязательно входят две извилины, окаймляющие ствол. Это—gyrus cinguli et gyrus parahippocampalis. По мнению Пейпза (1937), они формируют «анатомическое эмоциональное кольцо», в состав которого также включают гиппокамп, свод, сосочковые тела, передние ядра зрительного бугра, поясную извилину, т. е. образования, различные по строению и по происхождению. Они относятся как к древней, так и межуточной коре. Поэтому «лимбическая система» понятие скорее функциональное, чем анатомическое.
По мнению Пейпза, афферентные импульсы, поступающие из различных рецепторов, достигнув гипоталамической области, делятся на три «потока») «поток движений»— к полосатому телу, «поток мысли»— от зрительного бугра к латеральной коре, и «поток чувств»— от таламической области к гипоталамусу, вновь к зрительному бугру, сосочковым телам и к поясной извилине. Скорее всего именно так распространяются импульсы нашего двигательного, сенсорного и эмоционального опыта, достигающие соответствующих участков коры головного мозга, где и происходит отбор нужных именно в данный конкретный момент сигналов Лишь эта информация отсылается в лимбическую систему, там накапливается, моделируется, приобретает окраску соответственно имеющемуся опыту и рассудку, что и обусловливает поведение.
Важно подчеркнуть, что лимбическая система регулирует функциональное состояние всех внутренних органов и желез внутренней секреции. Она связана по типу концентрических кругов с колоссальным количеством восходящих и нисходящих путей.
Большие полушария головного мозга плода, постепенно развиваясь, покрывают на 3-м месяце внутриутробной жизни промежуточный мозг, на 4-м—средний, на 6—8-м—мозжечок. В процессе смещения и неравномерного роста между полушариями и остальными отделами ствола формируются сообщающиеся между собой мозговые желудочки, боковые из них считают первым и вторым.
В настоящее время в стенках желудочков обнаружены специализированные нервные окончания, получившие название «контролирующих рецепторов». Они, являясь своеобразными центрами, обеспечивают контроль дыхания, насыщения едой.
Контрольные вопросы к лекции:
1. Образования, входящие в состав ствола головного мозга.
2. Общая характеристика стволовой части головного мозга.
3. Ретикулярная формация: строение, топография.
4. Функциональное значение ретикулярной формации.
5. Функциональная анатомия промежуточного мозга.
6. Функциональная анатомия мозжечка.
7. Общая характеристика полостей ствола мозга.
Ствол головного мозга; ядра головных нервов, их локализация.
Цель лекции. Рассмотреть топографию ядер головных нервов.
план лекции:
1. Общий обзор черепно-мозговых нервов.
2. Общая функциональная характеристика ядер головных нервов: понятие о двигательных и вегетативных ядрах.
3. Характеристика ядер по отдельным головным нервам.
4. Раскрыть принципы локализации ядер в стволе головного мозга.
5. Разбор схемы локализации ядер головных нервов в ромбовидной ямке.
6. Локализация ядер III и IV пары головных нервов.
7. Функциональное значение особенностей локализации ядер в стволе мозга.
8. Клиническое значение особенностей локализации ядер в стволе мозга.