III Письмо новой буквы.

  1. Мотивация.

Для ситуации мотивации можно предложить написать слово, в котором не изучена только одна письменная буква.

  1. Рассматривание. Анализ образца.

Рассматривание проводится по демонстрационному плакату, образцу в прописях. На этом этапе по вопросам учителя выделяются элементы буквы, их параметры, выявляется начало написания, проводится сравнение с другими буквами. Заостряется внимание на сложных местах (например, место пересечения петли в букве у строчной).

Для обозначения места начала буквы и направления движения в прописях есть определённые обозначения.

 

Прописи Андриановой предлагают не только образец буквы, но и поэлементное её написание.

 

В этих прописях предлагается также упражнение для анализа готовых букв, среди которых есть каллиграфически правильно написанные и с ошибками. Ниже в рамке пример такого упражнение на уроке письма строчной буквы м.

 

 

Методика работы

- Ребята, давайте теперь рассмотрим, как написали ученики букву «че» в рамочке в ваших прописях. Среди этих букв есть только одна, которая написана правильно.

- Найдите буквы, которые написаны с ошибкой. (1-4)

- Почему так решили?

(Потому что в первой букве не дописан последний элемент «крючок»)

- Правильно, зачёркиваем эту букву.

- Ищем ещё ошибки.

(Во второй букве неправильно написан элемент «наклонная палочка». Она слишком короткая и повёрнута в неправильную сторону, она должна наклоняться в правую сторону. В третьей букве первые два элемента «наклонная палочка и прогибающая линия» написаны не по правилу. В четвёртой отсутствует элемент «наклонная линия». В пятой элементы «наклонная линия и прогибающая линия» соединены неверно. Между ними не должно быть «дырочек»).

Какая же буква написана верно? Давайте выделим её, обведя её в кружочек.

 

Прежде, чем приступить к письму букв, дети должны выполнить мыслительные операции по формированию образа новой буквы и закреплению пройденных букв: анализ, синтез, сравнение, обобщение. В начале эти операции выполняются на уровне конкретно-действенного мышления. Поэтому до письма используют эффективный прием - практическое конструирование и переконструирование букв с помощью элементов.

Конструирование проводят с помощью набора шаблонов элементов букв (см. приложение В). Работать можно фронтально и индивидуально. При индивидуальной форме шаблоны букв вырезаны и разложены в конверты для каждого ребенка. Для фронтальной работы на доске помещают шаблоны, из которых состоит изучаемая буква и ещё 2-3 лишних шаблона, что создаст проблемную ситуацию выбора.

Практическое конструирование буквы проводят на основе игровой деятельности. Сюжет игры задают следующими ситуациями: «Построим букву», «Отремонтируем букву», «Найдем заблудившийся элемент». Важно, чтобы первоклассники, упражняясь в практическом конструировании и переконструировании, сравнивали, группировали и обобщали буквы на основе сходных и отличительных элементов.

Методика работы:

- Найдите среди элементов элементы строчной буквы д. (Ученик выбирает элементы и называет их: овал и линия с петлей).

- Постройте (сконструируйте) букву д и объясните, как вы это сделали.

- С какой стороны овала присоединяете линию: слева или справа от овала?

- Куда направлена петля: вверх или вниз?

- В какую букву можно перестроить букву д?

Ребёнок обязательно комментирует свои действия:

(В букву о (убирает линию с петлей), в в (переворачивает линию петлей вверх и присоединяет к овалу слева).

- Если нам дадут еще один элемент — линию с закруглением внизу, тогда какую букву можно получить из буквы д? (у)

- В каких еще буквах есть строчной овал?

Конструируя и переконструируя изучаемые на уроке письма буквы с помощью элементов-шаблонов, маленький школьник практическим путем (через непосредственное действование руками) познает пространственно-количественные отношения элементов в букве и, значит, глубоко и прочно усваивает ее форму.

 

  1. Показ учителя с объяснением.

Учитель показывает написание на доске со словесным комментарием.

Пример объяснения по Илюхиной В. А.

- Сейчас я на доске буду писать нашу букву, а вы внимательно смотрите и слушайте, как нужно её писать:

- Пишем букву ц. От верхней линии рабочей строки ведем «наклонную палочку» вниз, пишем«качалочку», затем «крючковую линию» до середины рабочей строки, «секретик» до верхней линии рабочей строки, ведем «наклонную палочку» вниз, «качалочка», «крючковая линия» до 1/3 рабочей строки, ведем «наклонную палочку» вниз, «клюшечка», «секретик», «крючковая линия» вверх до середины рабочей строки.

 

Объяснение в УМК «Школа России»

- Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую короткую прямую линию с закруглением внизу, закругление заканчиваем чуть выше нижней линии рабочей строки и начинаем писать петлю.

 

  1. Пробное письмо и анализ.

К пробному письму относятся:

1. Письмо в воздухе под счёт (образец счёта можно найти в приложении Б). Это приём тактирования. Считается, что в процессе письма под счет в почерке детей начинает появляться согласованность и каллиграфическая четкость выполняемых движений

2. Обведение букв по кальке.

3. Обведение букв в прописях по бледному цвету или пунктиру (такой приём называется –копирование).

 

Прописи УМК «Планета знаний»

 

Прописи УМК «Гармония»

 

  1. Продолжение письма. Итог.

Учащиеся дописывают строчку до конца.

Проводят самооценку. Выделяют самые удачные буквы. Учитель говорит о положительных результатах.