Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: понятие и условия назначения

Трудовая пенсия по инвалидности: понятие и структура. Финансовое обеспечение выплаты трудовой пенсии по инвалидности. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

Трудовая пенсия по старости: понятие и условия назначения

Раздел 1: Понятие и условия назначения трудовых пенсий

 

1.Понятие и классификация пенсий по законодательству РФ. ………………………….2

2.Трудовые пенсии: понятие, классификация, структура. Общие положения о праве на трудовую пенсию……………………………………………………………………………4

3.1 Трудовая пенсия по старости: понятие, виды и структура. Финансовое обеспечение выплаты трудовой пенсии по старости……………...............………………………11

3.2. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях: понятие, условия назначения…………………………………………………………………………………………….12

3.3. Трудовая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: понятие, условия назначения………………………………13

4.1 Трудовая пенсия по инвалидности: понятие и структура. Финансовое обеспечение выплаты трудовой пенсии по инвалидности………………..…………………………..29

4.2 Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности ………………………….30

5.1 Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: понятие и структура. Финансовое обеспечение выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца……………….32

5.2 Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца……..............33

 

 

1.Понятие и классификация пенсий по законодательству РФ

С точки зрения источников финансирования пенсии разделяются на два типа - государственные, финансируемые непосредственно за счёт федеральных налоговых поступлений, и трудовые, финансируемые за счёт средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных) в виде соответствующей части страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Главное отличие трудовых пенсий от социальных в том, что их выплата связана с наличием страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования, то есть с суммарной продолжительностью периодов работы или другой деятельностью, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство. Одним из элементов социальной политики является пенсионное обеспечение. Право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ. Правовое регулирование пенсионного обеспечения называют основным институтом отрасли права социального обеспечения.

Пенсионное законодательство входит в систему законодательства о социальном обеспечении. В Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия определяется «как денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные перед установлением пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных в связи со смертью этих лиц».

Распределительная пенсионная система существует и успешно функционирует во всех развитых странах Европы, в Канаде, Японии и др. Это система коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков. Накопительные системы действуют во многих развитых странах, но не как обязательные, а как дополняющие распределительные.

Одним из принципов права социального обеспечения является принцип осуществления социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению составляют основной элемент пенсионной системы России и регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ (далее - Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, который действует с 1 января 2010 года в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» - далее – Закона № 213-ФЗ).

Государственная пенсия является проявлением заботы государства о нетрудоспособных гражданах, или своеобразной премией тому, кто работал на это государство в течение необходимого периода (был служащим или военнослужащим), стал инвалидом в результате военных действий или техногенных аварий. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета.

 

2. Трудовые пенсии: понятие, классификация. Общие положения о праве на трудовую пенсию

 

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии с Законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права. Тем самым предусматриваются следующие социально значимые обстоятельства, с которыми законодатель связывает приобретение права на трудовую пенсию: достижение преклонного возраста, инвалидность и потеря кормильца.

Выделение в качестве самостоятельных видов пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца осуществляется законодателем в связи с состоянием здоровья субъекта (пенсии по инвалидности) и его семейным положением (пенсии по случаю потери кормильца) или, иначе говоря, по так называемым социальным мотивам.

Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности I, II или III группы, определяемой по медицинским показаниям. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, обладают правом на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Структура трудовых пенсий по старости и инвалидности до 1января 2010 года состояла из трех частей – базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ), по случаю потери кормильца – из двух частей – базовой и страховой. При этом общий размер трудовой пенсии складывался из суммы ее частей.

Необходимо отметить, что структура трудовой пенсии по сравнению с законодательством 1990 года в отличие от видов пенсии существенно изменилась. Действующие нормы не содержат таких составляющих ее размера, как надбавки и повышения к пенсии или компенсационная выплата.

С 2010 года финансовое обеспечение выплаты всех частей трудовых пенсий осуществляется за счёт сумм страховых взносов работодателей (страхователей)». В связи с этим базовая часть перешла в страховую в виде фиксированного базового размера. Каждая часть трудовой пенсии согласно концепции «многозвенной» пенсии направлена на достижение одной из трех основных целей пенсионного обеспечения: фиксированный базовый размер– на борьбу с бедностью, страховая часть – на компенсацию утраченного заработка, накопительная - на обеспечение материальной независимости.

Трудовая пенсия по старости теперь состоит из двух частей: страховой и накопительной. Этот порядок установлен в новой редакции пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.