Вопрос 2.

Вопрос 1.

Форма политического режима.

Форма государственного устройства.

Форма правления.

Понятие формы государства.

 

  Форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.
Форма правления –определенный порядок образования и организации высших государственных органов власти и управления  
     
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Государственный режим – методы и приемы осуществления государственной власти.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
  РЕСПУБЛИКА
МОНАРХИЯ  
     
Абсолютная  
  Ограниченная
     
  Президентская
  Дуалистическая  
Парламентарная  
  Смешанная
         
Парламентская
 

Монархияозначает, что правит один человек, или персональное единовластие. Её отличают следующие признаки:

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является нераздельной, верховной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор, формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх же имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распустить парламент.

Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сферах. Несмотря на то, что формально монарх назначает главу правительства и министров, правительство ответственно не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигураскорей символичес­кая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

Республика ( в пер. с лат. – дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей и современном мире. Республике присущи следующие признаки:

1) коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избиратель­ные системы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед орга­ном,их избравшим,или народом.

Практике государственного строительства известны два основных вида республики:

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы Правительства. Президент и Правительство избираются внепарламентским путем, поэтому в определенных ситуациях могут противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках Президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно, это крайне необходимо для государств, находящихся на переходных этапах (Мексика); государств, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ, в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких как, например, война (Сирия).

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятель­ность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинстве в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти (например, в Германии). Парламентская республика - менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). Россия еще очень далека от введения у себя данной формы правления.