Понятие культуры.
Религия в современном обществе.
Социальные основы и функции религии.
Сохранение религиозного сознания связано с эстетической привлекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость.
Своеобразным аккумулятором религиозных взглядов всегда выступало и выступает сейчас искусство. Религиозные организации всегда старались поставить себе на службу различные виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр. Все это призвано усилить влияние религии, укрепить веру. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью.
Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует активная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся найти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы.
Современное развитие науки и техники вступает в серьезное противоречие с догмами религии.
Обществу и государству нужны образованные граждане, представляющие себе научную картину мира. И в то же время сохраняется религия, выполняющая роль держателя сознания людей в необходимых нравственных рамках. Религия в значительной степени определяет поведение верующих.
Современная наука опровергает основные догмы религии. Но религия гибко и быстро приспосабливается к изменяющейся действительности. Причиной сохранения религиозности сознания является и устойчивость традиций, которые складывались веками и прочно вошли в быт людей. Большую роль играют церковные обряды, связанные с большими событиями в жизни человека (рождение, свадьба, похороны).
Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестесенные силы и необходимость сохранения этой веры;
Философское понятие культуры. Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование». Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.
В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются все существенные черты.
Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, культура выступает и как предпосылка жизнедеятельность человека. Овладение культурой – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.