Исторический процесс.

С. Хантингтон.

А.Тойнби.

Н, Данилевский.

Цивилизационные концепции истории.

Цивилизация.

Существуют две точки зрения:

1) Цивилизация – этап развития общества, следующий после варварства.

2) Цивилизация – социально-этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурой, идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

Критерии: Религиозный

Художественно-культурный

Политический

Социально-экономический

Египетская

Китайская

Асерийско-вавилонско-феникийская

Индийская

Иранская

Еврейская

Греческая

Римская

Аравийская

Германо-романская

Цивилизации носят замкнутый характер. Развитие цивилизации циклично (рождается – развивается – пик – упадок)

Сначала было 30, потом сократил до семи.

Критерий: Возникает на вызов окружающей среды, развитие цивилизации зависит от адекватности ответа.

Западная

Православная

Исламская

Индийская

Дальневосточная

Персы, христиане монофизиты, иудаисты

Буддисты, Ламаисты – сейчас их не существует (реликтовые цивилизации)

Возможен диалог между цивилизациями, из-за условности признаков.

Обобщая его высказывания, можно утверждать следующее: цивилизация с момента своего возникновения есть самая широкая историческая общность культурной идентичности людей. Есть и другие более узкие разграничительные линии цивилизации и культуры.

Культура – внутреннее состояние человека, цивилизация – внешнее поведенческое состояние. Поэтому ценности цивилизации отнюдь не всегда соответствуют ценностям культуры, крайним выражением чего выступает “цивилизационное варварство”. Нельзя не видеть и то, что в классово разделенном обществе, даже в условиях обострения его социальных противоречий, цивилизация едина, хотя плоды цивилизации доступны далеко не всем. Культура же в таком обществе всегда является разделенной культурой. По крайней мере можно говорить о народной культуре и элитарной, о субкультурах и т.п.

Исторический процесс есть развитие человеческой сущности, которая с необходимостью индивидуализирована, существует через индивидуальные человеческие сущности, и является сущностью человека вообще и каждого отдельного индивида. Развитие универсальной (родовой и индивидуальной) сущности человека и составляет основное содержание и смысл исторического процесса.

 

Закономерности

- количественный и качественный рост сущностных сил человека

- опережающее развитие способностей

- скачкообразный рост свободы развития сущностных сил человека

+ Непосредственный и опосредованный характер связи способностей и потребностей

+ Воспроизведение человека во всей его полноте или ограниченному рамками эксплуатации.

+ Возможности развития всех и каждого, или меньшинства за счет большинства

- Аккумулятивный характер

- Возрастание степени индивидуализации сущностных сил человека.