Исторический процесс.
С. Хантингтон.
А.Тойнби.
Н, Данилевский.
Цивилизационные концепции истории.
Цивилизация.
Существуют две точки зрения:
1) Цивилизация – этап развития общества, следующий после варварства.
2) Цивилизация – социально-этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурой, идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.
Критерии: Религиозный
Художественно-культурный
Политический
Социально-экономический
Египетская
Китайская
Асерийско-вавилонско-феникийская
Индийская
Иранская
Еврейская
Греческая
Римская
Аравийская
Германо-романская
Цивилизации носят замкнутый характер. Развитие цивилизации циклично (рождается – развивается – пик – упадок)
Сначала было 30, потом сократил до семи.
Критерий: Возникает на вызов окружающей среды, развитие цивилизации зависит от адекватности ответа.
Западная
Православная
Исламская
Индийская
Дальневосточная
Персы, христиане монофизиты, иудаисты
Буддисты, Ламаисты – сейчас их не существует (реликтовые цивилизации)
Возможен диалог между цивилизациями, из-за условности признаков.
Обобщая его высказывания, можно утверждать следующее: цивилизация с момента своего возникновения есть самая широкая историческая общность культурной идентичности людей. Есть и другие более узкие разграничительные линии цивилизации и культуры.
Культура – внутреннее состояние человека, цивилизация – внешнее поведенческое состояние. Поэтому ценности цивилизации отнюдь не всегда соответствуют ценностям культуры, крайним выражением чего выступает “цивилизационное варварство”. Нельзя не видеть и то, что в классово разделенном обществе, даже в условиях обострения его социальных противоречий, цивилизация едина, хотя плоды цивилизации доступны далеко не всем. Культура же в таком обществе всегда является разделенной культурой. По крайней мере можно говорить о народной культуре и элитарной, о субкультурах и т.п.
Исторический процесс есть развитие человеческой сущности, которая с необходимостью индивидуализирована, существует через индивидуальные человеческие сущности, и является сущностью человека вообще и каждого отдельного индивида. Развитие универсальной (родовой и индивидуальной) сущности человека и составляет основное содержание и смысл исторического процесса.
Закономерности
- количественный и качественный рост сущностных сил человека
- опережающее развитие способностей
- скачкообразный рост свободы развития сущностных сил человека
+ Непосредственный и опосредованный характер связи способностей и потребностей
+ Воспроизведение человека во всей его полноте или ограниченному рамками эксплуатации.
+ Возможности развития всех и каждого, или меньшинства за счет большинства
- Аккумулятивный характер
- Возрастание степени индивидуализации сущностных сил человека.