Причины агностицизма.
Агностицизм.
Формы материализма и идеализма.
Формы материализма:
Античный материализм - Милетская школа, Атомисты (Демокрит);
Материализм XVII-XVIII века – механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк);
Диалектический материализм (Маркс и Энгельс);
Материализм русских революционеров “демократов” (Герцен, Чернышевский, Белинский);
Современный материализм XX века на современном естествознании.
Формы идеализма:
Объективный идеализм – такое философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель);
Субъективный идеализм – такое философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты).
Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания.
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реально существует сознание только одного человека.
Исторические формы идеализма:
Античный (Платон);
Средневековый (Фома Аквинский);
Идеализм немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель);
Неотомизм – XX век.
2). Вопрос о познаваемости: мир можно познать и мир познать невозможно.
Как относятся наши мысли о мире к самому миру? (Вопрос о тождестве мышления и бытия.)
Агностицизм (от греч. a – не, gnosis - знание)- такое философское течение, с точки зрения которого сущность мира и сущность вещей непознаваемы.
Агностицизм:
Скрытый (скептицизм, Д. Юм);
Открытый (И. Кант).
Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)
Доводы в пользу агностицизма:
1) Когда объективно сущ-щие вещи дейст. на наше созн-е, оно не может изм-ся иначе, как в соотв-ии со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те изм-я, к-ые они производят в нашем созн-ии.
2) Решение проблемы ощущения: чел. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для св-в внешних вещей.
3) Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-й, объект-й мир всегда шире того, к-й представлен в нашем чувственном опыте, мы не способны делать на основе опыта заключения истинной или строгой всеобщности. Действительное мировоззрение принципиально невозможно. (Научный материализм мог появиться только пройдя критику Канта способности чел. разума к познанию сущности беск-го мирового целого)
Причины агностицизма:
1) Объект познания очень сложен;
2) Сложность объекта познания;
3) Исходные метологические принципы.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть - бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.