Лекция № 9 Виды искусства

1. Виды искусства и их классификация.

2. Характеристика видов искусства.

1. Художественно-творческое мышление и эстетическая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, родами и жанрами искусства. Выделяют следующие виды искусства: литература, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение.

В истории эстетики источник многообразия искусства находили: Кант — в многообразии способностей субъекта, Гегель — во внутренней дифференциации объективной идеи, французские материалисты — в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы.

Эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусства:

1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;

2) временные (поэзия, музыка), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём синтетическое искусство - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Причина разделения искусства на виды — многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики человечества в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека.

Художественное развитие человечества — два встречных процесса:

1) от синкретизма к образованию отдельных видов искусства (от нерасчлененного, слитного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература, и XIX в. формируется художественная фотография, в XX в. — кино и телевидение);

2) от отдельных искусств — к их синтезу (кино — и отдельный вид искусства, и синтез ряда искусств; архитектура вступает в синтез с монументальной живописью и скульптурой). Для развития художественной культуры равно плодотворны и вычленение специфики каждого из искусств, и взаимодействие муз.

Многообразие видов искусства дает возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими видами искусства.

Соотношение между искусствами, их большая или меньшая близость, их внутреннее сходство, взаимотяготение и противоборство исторически изменчивы и подвижны. Гегель, например, совершенно правильно предсказывал вероятность сближения живописи с музыкой и тяготение скульптуры к живописи: «...эта магия отблесков в конце концов может приобрести столь преобладающее значение, что рядом с ней перестает быть интересным содержание изображений, и тем самым живопись в чистом аромате и волшебстве своих тонов, в их противоположности, взаимопроникновении и играющей гармонии начинает в такой же степени приближаться музыке, как скульптура в дальнейшем развитии рельефа начинает приближаться к принципам живописи». Это гегелевское пророчество осуществили импрессионисты. Их картины стали музыкой цвета, они отошли от сюжетной, близкой к литературе живописи и сблизились с музыкальным искусством.

2. Один из наиболее древних и поныне развивающихся видов художественного творчества — прикладное искусство. Оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства.

Прикладное искусство национально по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, к его быту.

Архитектура — формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный, освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Архитектурный образ неотделим от функции со­оружения и органически выражает как его назначение, так и худо­жественную концепцию мира и личности, выражает представление человека о себе самом и о сути своей эпохи.

Формы архитектуры обусловлены:

1) природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.);

2) социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потреб­ностей общества).

Архитектура вступает в синтез с декоративным искусством (монументальной живописью, скульптурой). Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.

Декоративное искусство — эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка и ограда, оконное стекло и светильник, вступающие в синтез с архитектурой.

Декоративное искусство вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры.

Произведения декоративного искусства — не мертвые символы, а живые записи человеческих дел, стремлений, чувств, за­мыслов. Они запечатлевают стиль эпохи. Искусствовед и археолог могут по дверной ручке или остаткам стенной росписи с такой же точностью восстановить облик эпохи.

Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Велико количество материалов, пригодных для скульптуры: мрамор, гранит, камень, дерево, глина, чугун, бронза, сталь, бетон, пластмасса. Ваяние всегда передает движение. Даже полный покой воспринимается в скульптуре как внутреннее движение, как состояние, длящееся, протяженное не только в пространстве, но и во времени. Монументальность – одна из возможностей скульптуры, обеспечивающая ее синтез с архитектурой. Скульптура углубляет психологическое содержание изображения, расширяются возможности выражения в пластике духовной жизни эпохи.

Театр — вид искусства, художественно осваивающий мир че­рез драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Основа театра — драматургия. Вместе с тем театр синтетичен, включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр — коллектив­ное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера. В натуральности передачи жизни театр не может соревноваться с кино, и по­этому художественный поиск на сцене должен идти в другом на­правлении: интеллектуальный анализ жизни, философическое раздумье над состоянием мира, глубокое обобщение природы человека.

Фотоискусство — создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно вы­разительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. Докумен­тальность — «золотое обеспечение» фото.

Фото способно осуществить желание гётевского Фауста, за ко­торое он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фотография запечатлевает навечно факт жизни.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу худо­жественную. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней, через передачу свое­образного «фотопленэра», то есть воздуха и рефлексов, отбрасыва­емых предметами, через умение выбрать момент съемки). Ныне фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного, голографического изображения мира, что расширяет ее информативно-и изобразительные и художественно-выразительные возможности.


Литература:

1. Бореев Ю. Эстетика. – М., 1998.

2. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М., 2007.

 

Вопросы

1. В чем философы находили источник многообразия искусства?

2. Какие 3 группы видов искусства выделяют в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения?

3. Охарактеризуйте художественное развитие человечества.

 

Темы для докладов

1. Литература

2. Живопись

3. Музыка

4. Хореография

5. Кино, как вид искусства, его особенности.