Финансовый план.

Оценка риска.

Авторы бизнес-плана должны заранее предугадать все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. А затем – разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Чем глубже Вы проработаете эту проблему, тем выше будет к Вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят (и дают деньги) не ому, кто оптимистично утверждает, что его дело – беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предсказать «камушки» на своей дороге и объяснить, как он собирается конструировать свой «автомобиль» и вести его по дороге, чтобы не слететь в кювет.

От Вас требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для Вас наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения) могут Вам обойтись. Отсюда Вы можете перейти к ответу на вопрос: как уменьшить риски и потери? Ответ на этот вопрос должен состоять из двух разделов:

1. Меры профилактики рисков.

2. Программа страхования от рисков.

Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Здесь необходимо подготовить сразу несколько документов:

1. Прогноз объемов реализации. Этот документ призван дать представление о доле рынка, которую Вы предполагаете завоевать своей продукцией. Обычно принято составлять такой прогноз на три года в перед. Причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго – поквартально, а третий год приводится общей суммой продаж за 12 месяцев. Логика здесь проста – предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная со второго года, конечно, приходится заниматься прогнозными прикидками. В этом нет ничего страшного – никто не ждет от Вас наличия портфеля заказов на несколько лет вперед, но важно, чтобы ваши оценки были реалистичными и, готовя их, Вы были бы честны прежде всего с самим собой.

2. Баланс денежных расходов и поступлений (анализ кассового плана) – позволяет оценить, сколько денег нужно вложить в проект, в разбивке по времени. Главная его задача – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность (т.е. постоянное наличие на банковском счете денежных сумм, достаточных для расплаты по обязательствам) вашего предприятия при реализации данного проекта. Надо сказать, что проблемы с ликвидностью – серьезная причина коммерческих неудач предпринимателей в рыночной экономике. Поэтому:

· выделите величину и время ожидаемого прихода и расхода кассовой наличности;

· определите потребности и сроки дополнительного финансирования;

· укажите максимум потребности в оборотном капитале;

· покажите, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование;

· на каких условиях и как выплачиваются заемные средства.

Из грамотно составленного баланса денежных расходов и поступлений вытекает крайне важная информация для определения общей стоимости вашего проекта.

3. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. В качестве формы баланса лучше всего использовать его управленческую версию с выделением составляющих чистых активов и вложенного капитала. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации Вашего проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений, и тем не менее обойтись без него в бизнес-плане нельзя: его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить а активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

4. График достижения безубыточности. При расчете объема производства, обеспечивающего безубыточность, необходимо:

· исходить из тех же объемов реализации, которые были указаны Вами ранее в соответствующем разделе бизнес-плана;

· проводить расчет для нескольких (не менее трех) уровней возможной цены реализации, чтобы дать банку возможность оценить влияние рыночных условий на прибыльность заемщика.

Вам и Вашему партнеру также необходимо точно определить, какие затраты являются постоянными, а какие изменяются с изменением величины бизнеса (объема продаж).