Уголовного процесса в США

 

Среди развитых зарубежных стран США имеют достаточно богатый и уникальный опыт по обеспечению безопасности участников уголовного процесса. В этой стране функционирует весьма внушительная и надежная система поддержки жертв преступлений, а также граждан, добровольно сотрудничающих с правоохранительными органами и рискующих подвергнуться воздействию со стороны преступников.

Наиболее впечатляющий успех такой практики впервые был связан с именем Эйби Рильза, который сдал, целую преступную империю – «Бруклинское объединение». За Рильзом охотилось целая группа наемных убийц, однако его успешно охраняли 18 вооруженных охранников. Защищаемому лицу постоянно меняли место жительства, даже жену допускали только по специальному пропуску. На судебное заседание Рилъз доставлялся в бронированном автомобиле в сопровождении вооруженного эскорта. Причем каждый раз путь к залу заседаний пролегал по новому маршруту.

Средства защиты распространяются и на государственных служащих, осуществляющих расследование и разбирательство уголовного дела. Учитывая особенности англо-американской правовой системы, в соответствии с которыми свидетель обладает особым статусом и является основной фигурой уголовного процесса, США выбрали законодательный подход в решении проблем обеспечения безопасности участников судопроизводства.

Еще в 1968 году в соответствии с Комплексным законом о контро­ле над преступностью правоохранительные органы этой страны, обе­регая жизнь свидетеля, могли прибегнуть к видеозаписи его показаний. Суду было предоставлено право принять такие показания в качестве доказательства, если это необходимо в «государственных инте­ресах».

Начиная с 1971 года в США осуществляется финансируемая госу­дарством специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников (WITSEK). Основные положения этой Программы нашли свое закрепление в Законе о контроле над организованной преступностью 1970 года. И это было сделано не случайно. По мнению американских юристов, тайное запугивание свидетелей является эффективным средством именно по делам этой категории. Согласно их мнению до 10% всех убийств в области организованной преступности совершается в отношении свидетелей обвинения. Преступные сообщества действуют путем распространения слухов и страхов о своем могу­ществе, деморализуя граждан, боящихся расправы и не верящих в защиту правоохранительных органов.

В качестве характерного примера можно привести сложившуюся ситуацию в Чарлстоне - красивом туристическом районе Бостона.

Здесь могут убить среди бела дня на оживленной улице, но полиция потом не найдет ни одного свидетеля. Американка Вероника Бойден попыталась нарушить эту традицию и дала показания против четырех человек, которых обвиняли в убийстве и торговле наркотиками. Она сделала это потому, что преступники убили у нее мужа и одного из сыновей. Но Вероника дорого заплатила за свое решение говорить: ее второго сына тоже убили. Другая жительница Чарлстона - Джозе-фина Стоун знает, кто убил ее сына прямо на улице. Однако женщину предупредили, что вся ее семья будет уничтожена, если она назовет имя преступника. По вечерам собираются на собрания жители города, чьи родственники погибли от рук мафии. Они составили список из 49 имен и против каждой жертвы поставили имя убийцы. Однако преступникам ничего не грозит, так как нет свидетелей. Полицейские не скрывают, что знают, кто совершает в этом районе преступления. Но ничего сделать не могут, так как нет желающих давать показания против действующего в Чарлстоне преступного сообщества.

Не случайно Программа защиты предоставляет достаточно широкие полномочия правоохранительным органам по созданию свидетелю особых условий для обеспечения его безопасности и установлению сроков выполнения этих условий. В частности, в соответствии с параграфом 502 министр юстиции США может арендовывать, покупать, модифицировать и переоборудовать жилые помещения для обеспече­ния здоровья и благосостояния свидетелей обвинения и членов их семей.

Программа защиты осуществляется в том случае, если имеются следующие обстоятельства:

1) свидетель добросовестно представляет необходимую для осу­ществления правосудия информацию;

2) свидетель участвует в уголовном процессе с риском для своей жизни и личности, а также для жизни и личности членов семьи;

3) возможна полная или частичная компенсация властями штата или местными органами средств на организацию мер защиты.

Для применения мер безопасности необходимо согласие свидетеля. Если оно будет получено, то Программа защиты будет действовать до тех пор, пока для этого лица риск для жизни и личности является реальным. При этом не играет роли, завершен процесс по делу с участием свидетеля или нет.

Следует отметить, что меры безопасности могут быть реализованы как на федеральном уровне, так и на уровне штата, а также местных органов власти. В последнем случае порядок и объем защиты свидетеля устанавливается Министерством юстиции. Для ее осуществления также может привлекаться местная полиция или полиция штата, на что им даются необходимые полномочия.

Механизм обеспечения безопасности свидетеля, закреп­ленный Программой защиты свидетелей:

Прокуратура на имя помощника прокурора штата или округа с грифом «конфиденциально» направляет запрос на разрешение применения мер защиты, в котором должны содержаться следующие сведения:

· фамилия (имя), адрес, дата, место рождения свидетеля;

· сведения или показания, предоставленные свидетелем;

· важность дела, фамилии обвиняемых и перспективы их привлече­ния к уголовной ответственности;

· реальное время завершения процесса;

· данные о тех, кто может угрожать или причинить вред свидетелю, с приложением доклада о реальности существования угрозы;

· число членов семьи, подлежащих защите, их фамилии, возраст и отношение к свидетелю;

· состояние здоровья свидетеля;

· данные о службе свидетеля и ряд иных сведений52.

В случае срочности ответа на представленный запрос помощник прокурора вправе в устной форме дать разрешение на применение мер защиты, но только сроком до 72 часов.

При получении санкции все заботы о защищаемом свидетеле берет на себя федеральная Служба судебного исполнения США (Служба маршаллов). Специалист по безопасности этой службы встречается со свидетелем, информирует его о деталях Программы защиты, обсуждает с ним возможные варианты трудоустройства. Для этого выясняется послужной список свидетеля, состояние его здоровья, образование и иные данные, необходимые для устройства на работу. Специалист по безопасности выбирает затем район переселения и средства транспортировки туда свидетеля и его семьи, а также всего принадлежащего им имущества. Если свидетелю необходимо организовать защиту немедленно, его вместе с семьей временно поселяют в отеле или мотеле, а их личное имущество сдают на временное хранение на вещевой склад до решения вопроса о транспортировке в постоянный район проживания.

В районе, куда переселяется свидетель, его представляют помощнику судебного исполнителя, который связывает данного участника процесса со службами жилья, медицинской помощи и т.д. Свидетелю и его семье выдаются соответствующие документы на измененную фамилию: паспорта, водительские удостоверения, карты социального обеспечения, лицензии на профессию, свидетельства о рождении, медицинские и школьные карты, справки о религиозной принадлежности и др. Свидетель также ежемесячно получает денежное содержа­ние на питание по свободным ценам. Выдаваемая сумма зависит от числа иждивенцев и места, куда переселился защищаемый и члены его семьи. Содержание может быть установлено на 120 дней после вступления в силу Программы защиты или на 60 дней после последнего появления свидетеля в суде, как долго бы суд не длился или в зависимости от других обстоятельств.

Применение данного документа в практической деятельности пра­воохранительных органов позволило получить значительные результаты. Несмотря на то, что Программа требует от принявших ее условия свидетелей и их семей полного разрыва с прошлым, только в 1982 году в ней активно участвовали почти 4 000 свидетелей и около 8 000 членов их семей. При этом никто из лиц, соблюдавших меры конспирации, не был убит после раскрытия своего инкогнито.

По данным Службы судебного исполнения США, подавляющее большинство участвующих в Программе составляли граждане, которые сами признались в совершении уголовно наказуемых деяний.

Центральное финансово-контрольное управление США провело оценку эффективности Программы защиты на основе изучения 220 уголовных дел. Были сопоставлены произведенные на нее финансовые затраты и результаты борьбы с организованной преступностью. В ходе проведенного исследования установлено, что 75% обвиняемых (965 из 1283), данные о преступной деятельности которых были сообщены защищаемыми свидетелями, признаны судом виновными. 84% из них осуждены на различные сроки тюремного заключения (в среднем на 4,4 года). Из числа подсудимых, которые были признаны руководителями преступных групп, 88% были приговорены к тюремно­му заключению в среднем на срок 11,2 года. Большинство уголовных дел расследовалось с помощью защищаемых свидетелей в отношении опасных преступлений. 31,5% из них касалось нелегального распро­странения наркотиков; 13,1 % - умышленных убийств. Предметом расследования зачастую являлись преступления, совершенные организованными преступными группами (69 %). 15% дел относилось к преступлениям, которые совершили государственные служащие, профсоюзные деятели и т.п.

Однако следует отметить, что Программа защиты свидетеля строилась прежде всего на основе Акта 1970 года о борьбе с организованной преступностью и распространялась только на свидетелей, участвующих в судопроизводстве по делам этой категории. Что же касалось общеуголовной преступности, то здесь свидетели и другие участники уголовного процесса продолжали оставаться беззащитными. Учитывая это и ряд других обстоятельств, специальной комиссией при президенте США в 1980 году были подготовлены рекомендации о защите потерпевших и свидетелей, осуществление которых возлага­лось на Общенациональную Ассоциацию шерифов. Она функционировала при поддержке Управления по правовым исследованиям, оказанию правовой помощи и статистики Министерства юстиции США и насчитывала 3200 человек.

На основе рекомендаций специальной комиссии администрация президента внесла в Конгресс США проекты законодательных актов, направленных на усиление защиты интересов участников уголовного судопроизводства. В результате этого 12 октября 1982 года был принят «Закон о защите жертв и свидетелей преступлений», основной целью которого было предоставление гражданам относительно безопасных и более привлекательных форм участия в уголовном процессе, повышение их защищенности и значимости в уголовном судопроизводстве.

Впервые в США на законодательном уровне были закреплены уважительные и справедливые стандарты обращения правоохрани­тельных органов всех уровней с жертвами и свидетелями преступлений. Эти стандарты являлись нормативной основой соблюдения достоинства и конфиденциальности участников процесса, добросовестно выполняющих свой гражданский долг, укрепления их правового статуса.

Основными принципами справедливого обращения с жертвами и свидетелями преступлений в федеральной системе уголовного право­судия были названы следующие:

· оказание первоочередной и срочной правовой, социальной и ме­дицинской помощи;

· разъяснение роли в уголовном процессе;

· представление информации о мерах, которые могут быть осущест­влены правоохранительными органами для защиты от запугивания;

· срочное уведомление о принятии важных процессуальных решений по делу, в том числе о задержании и аресте обвиняемого, освобожде­нии его из-под стражи до рассмотрения дела в суде, прекращении или отказе в возбуждении уголовного дела;

· выяснение мнения потерпевшего или его семьи о состоянии уго­ловного дела, если речь идет о несовершеннолетнем или погибшем;

· размещение потерпевших и свидетелей, имеющих отношение к уголовному преследованию, в комнатах ожидания раздельно от дру­гих участников процесса;

· возвращение правоохранительными органами потерпевшему его имущества, оставленного для целей доказывания, если это не по­ влияет на производство по делу; .

· обучение служащих федеральных органов охраны правопорядка мерам оказания помощи жертвам преступлений и свидетелям;

· уведомление администрации предприятия, на котором работа­ет участник процесса, о его сотрудничестве с правоохранительными органами;

· оказание иной помощи, включая предоставление транспорта, бро­нирование мест в гостинице, авиа- и железнодорожных билетов и т.д.

Кроме того, рассматриваемый Закон повысил уголовную ответ­ственность за оказание тайного воздействия на жертв и свидетелей преступлений, а также усовершенствовал механизм возмещения ущерба лицам, пострадавшим от преступления.

Так, в соответствии с параграфом 1512 этого Закона к уголовной ответственности может быть привлечено любое лицо, сознательно применяющее запугивание или физическую силу в целях оказания влияния на показания участников процесса в официальном судопро­изводстве, препятствия или задержки передачи сотруднику правоох­ранительных органов информации о совершенном или готовящемся преступлении, а также склонения или принуждения к противодействию правосудию. Подобным противодействием признается:

· утаивание записи, документа, отказ от дачи показаний, а также умолчание о других важных фактах от уголовного судопроизводства;

· уничтожение, изменение, искажение или сокрытие предмета с целью его порчи или ослабления его доказательственной ценности в официальном процессе;

· уклонение от явки по судебному приказу либо от выдачи докумен­та, записи или предмета в ходе производства по делу;

· отсутствие на официальном рассмотрении дела в суде.

За совершение действий, указанных в параграфе 1512, а также за покушение на них предусмотрен штраф в размере до 250 000 долла­ров, или тюремное заключение на срок не более 10 лет, или оба вида наказания (параграф 1512.А).

Забота законодателя США о добросовестных участниках процесса выражается и в том, что уголовная ответственность возможна за умышленное причинение беспокойства другому лицу в целях помешать, удержать, воспрепятствовать или отговорить его от содействия правосудию. При этом под беспокойством понимается ряд действий, направленных против определенного участника процесса в течение короткого отрезка времени, преследующих противозаконную цель и причиняющих ему сильные душевные страдания. Даже за попытку оказать подобное беспокойство предусмотрен штраф до 25 000 долларов, или тюремное заключение сроком не более одного года, или оба вида наказания (параграф 1512.В).

Законом также предусмотрены случаи противоправного воздействия на субъектов уголовно-процессуальных отношений, когда мотивом совершения преступления является возмездие за их участие в правосудии. Так, умышленное причинение другому лицу телесного повреждения или материального ущерба из мести за их деятельность в уголовном судопроизводстве, а также покушение на эти действия влекут наказание в виде штрафа в размере до 250 000 долларов, или тюремное заключение на срок до 10 лет, или оба вида наказания (параграф 1513). Следует отметить, что под телесным повреждением законодатель в данном случае предусматривает любую рану (ссадину, ушиб и т.п.), причинившую физическую боль, вне зависимости от того, насколько она временна.

Федеральный районный суд США по ходатайству государственного обвинителя вправе принять решение об издании временного судебного приказа, запрещающего причинение беспокойства жертве преступления или свидетелю в ходе разбирательства уголовного дела на время до 10 дней. Этот срок может быть продлен в установленном законом порядке (параграф 1514.А).

После слушания дела Федеральный районный суд, при наличии веских доказательств того, что на жертву преступления или свидетеля возможно оказание противоправного воздействия, может издать защитительный приказ, запрещающий причинение беспокойства данным участникам процесса на период времени, не превышающий трех лет. Государственный обвинитель в течение 90 дней до окончания срока действия этого процессуального акта вправе ходатайствовать перед судом об издании нового защитительного приказа (параграф 1514.В).

Продолжая разрабатывать стратегию для практического применения принципов правосудия в отношении жертв преступлений, Конгресс США
12 октября 1984 г. принял другой очень важный законодательный акт – «Закон об усилении безопасности свидетеля», который юридически усовершенствовал существующую Программу защи­ты, законодательно закрепил существующие механизмы ее реализа­ции, расширил круг преступлений, при расследовании которых могут применяться меры безопасности в отношении участников процесса.

В соответствии с данным Законом, генеральный прокурор штата получил более широкие права по защите свидетельствующего от мести. В частности, указанное должностное лицо вправе:

· предусмотреть смену места жительства и защиту свидетеля во вре­мя официальных процессов, касающихся организованной преступной деятельности или другого серьезного правонарушения, если имеется вероятность совершения насильственных действий в отношении данного участника процесса;

· предоставить новое жилье, принять другие меры по защите семьи или лица, которые тесно связаны со свидетелем, если они подвергаются опасности из-за участия свидетеля в судебном процессе;

· обеспечить свидетеля законно оформленными новыми документа­ми; перевозкой мебели и крупного имущества на новое местожительство; выплатой денег, необходимых для удовлетворения основных жизненных нужд; трудоустройством; иными услугами для самостоятельного проживания;

· предоставить временную защиту свидетелю в случае возникнове­ния для него реальной опасности (параграф 3521.В).

Перед принятием решения о необходимости реализации мер без­опасности генеральный прокурор обязан определить пригодность свидетельствующего лица для включения в Программу защиты. Для этого дается его психологическая оценка, изучаются сведения о прежних судимостях. Также должны быть определены доказательственная ценность показаний свидетеля для дела; возможность получения требуемой информации из других источников; серьезность проводимого расследования; наличие угрозы жизни и имущества непричастных к делу лиц; последствия изменения места жительства для членов семьи защищаемого. На основании этих и ряда других обстоятельств гене­ральный прокурор дает письменное заключение о целесообразности применения Программы защиты (параграф 3521.С).

Кроме того, со свидетелем в письменной форме оговариваются взаимные обязательства сторон (меморандум) при реализации мер безопасности. На защищаемое лицо возлагается выполнение следующих требований:

· давать правдивые показания на всех стадиях уголовного процесса;

· не совершать деяний, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством;

· принимать все необходимые меры во избежание раскрытия други­ми лицами факта его защиты;

· выполнять все юридические обстоятельства и решения суда;

· оказывать содействие всем разумным требования должностных лиц и служащих, обеспечивающих его защиту;

· регулярно информировать о своей деятельности и местонахожде­нии.

В свою очередь генеральный прокурор обязан гарантировать здоровье, безопасность и благосостояние свидетеля, включая психологическую комфортность и его социальную адаптацию к окружающей среде; конфиденциальность сведений, касающихся защищаемого лица (параграф 3521.Д).

В меморандуме также указываются перечень мер защиты, опреде­ленный для конкретной ситуации, обязательства сторон в случае нарушения данного письменного обязательства. Если его условия не соблюдаются, то защита может быть прекращена с письменным уведомлением свидетеля о причинах принятия такого решения.

Вот как описывает свое понимание заключения соглашения о при­менении Meg безопасности руководитель одного из отделов прокуратуры Нью-Йорка Питер Гринько. «Собственных опасений свидетеля за свою жизнь недостаточно. Мы должны сами установить, что он в опасности. Тогда правительство заключает с ним контракт. Мне не нужно убеждать свидетеля, мы просто объясняем, каков его выбор: или он рассказывает все, что знает, а мы взамен переселяем его, помогаем материально, пока он не «встанет на ноги» и т.д. Или мы не отвечаем за его жизнь»[1].

Если угроза свидетелю действительно серьезна и непредоставление защиты может сорвать проводимое расследование, генеральный про­курор вправе предоставить временную защиту такому лицу до подготовки письменного заключения и составления меморандума.

Раскрытие личности охраняемого участника процесса и его место­нахождения допускается по распоряжению суда, официальному за­просу штата или местных правоохранительных органов только в случае, если он задержан за совершение преступления, или ему предъявлено обвинение в совершении насильственных действий или иного деяния, наказуемого тюремным заключением на срок более 1 года.

Если защищаемое лицо является ответчиком в гражданском процессе, начавшемся до осуществления Программы или во время ее, и не принимает соответствующих мер к возмещению ущерба, генеральный прокурор по просьбе суда может раскрыть его личность и местонахождение. При этом ставится условие о недопустимости разглашения истцом истинного имени ответчика в ситуациях, не связанных с воз­мещением причиненного им вреда (параграф 3523).

Любое лицо, умышленно раскрывающее полученную от генерального прокурора конфиденциальную информацию о Программе защите без специального на то разрешения, может быть подвергнуто штрафу в размере 5 000 долларов, тюремному заключению на срок до 5 лет, или тому и другому наказанию.

Кроме этого, Закон об усилении безопасности свидетеля более подробно закрепляет механизм реализации опеки (попечительства) защищаемого участника процесса над ребенком (параграф 3524); устанавливает правила и процедуры выплаты компенсации за смерть либо получение тяжких телесных повреждений лицом в период, когда в отношении его применялась Программа защиты (параграф 3525); регулирует вопросы сотрудничества между федеральными органами и органами штата в ходе реализации мер безопасности (параграф 3526); а также предусматривает ряд дополнительных полномочий генерального прокурора (параграф 3527).

Принятие законов о защите жертв преступлений и свидетелей в США существенным образом улучшило правовое положение участ­ников уголовного судопроизводства. Они получили надежных доступ к правосудию и справедливому обращению, реституцию со стороны правонарушителей, компенсацию от органов власти, а также материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь со стороны неправительственных организаций.

В целях соблюдения этих правовых актов существенным образом расширились программы предоставления компенсации жертвам. Общий объем ежегодных выплат указанным лицам с 1984 года увеличился почти в 2 раза. Значительно улучшилась ситуация с выплатами на лечение потерпевших от преступлений (включая консультации с психиатром), расширилась категория жертв преступлений, попадающих под юрисдикцию принятых законов.

Руководствуясь стандартами и основными принципами защиты участников уголовного процесса, выработанными в 1985-1990 гг. мировым сообществом, Конгресс США в 1990 г. принял новый федеральный Закон о правах жертв преступлений и реституции, в котором особое внимание уделил справедливому и уважительному обращению с потерпевшими, а также возмещению ущерба в порядке реституции. В то же время высший орган государственной власти отклонил предложение о дополнении Федеральных правил уголовного судопроизводства положением, обязывающим стороны обмениваться именами и адресами своих свидетелей за 3 дня до начала рассмотрения дела в суде. Конгресс признал, что принятие подобного нововведения повлечет за собой оказание противоправного давления на лиц, содействующих уголовному судопроизводству, с целью заставить их отказаться от дачи показаний.

Правовые нормы законодательных актов, направленных на защиту участников процесса, распространяются как на граждан США, так и на лиц без гражданства, иностранцев и другие категории лиц. При этом возраст защищаемого лица может быть различным. Сошлемся здесь на уникальный случай. В городе Нъю-Кассел (штат Нью-Йорк) полицейские взяли под охрану пятилетнего Арно Сорто и четырех его младших братьев. Дело в том, что Арно помог правоохранительным органам обнаружить главную улику против уличного торговца наркотиками. Он указал место, где были спрятаны арестованным сумки с марихуаной. Через несколько дней один из сообщников угрожал мальчику ножом. После этого полиция предприняла меры предосто­рожности в рамках существующего законодательства о защите свидетелей.

В законодательстве США важное значение для жертв преступле­ний имеют меры, которые принимаются после судебного разбира­тельства. К примеру, данные участники процесса в обязательном порядке информируются о переводе осужденного в другое пенитенциарное учреждение, о его досрочном освобождении, о побеге из места отбывания наказания, о направлении на работы за его пределы.

Законодательные власти штатов также активно откликнулись на нужды субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Практически во всех штатах приняты правовые акты по выдаче компенсации жертвам преступлений, их родственникам, а также тем, кто пытался предотвратить, пресечь преступление. Выплата не требует никакого подкрепления просьбы решением суда, а также не зависит от ареста и заключения под стражу преступника.

Подавляющее большинство компенсаций жертвам финансируется из общих налоговых фондов, хотя некоторые из них, полностью или частично, покрываются за счет обложения правонарушителей. В некоторых штатах функции по реализации этих правовых актов возложены на существующие административные структуры, в других - на созданные в этих целях новые органы.

Компенсация, как правило, выдается на медицинскую помощь, расходы на похороны, при потере слуха, в качестве помощи членам семьи умершего кормильца. В ряде штатов допускается выплата де­нежных средств на врачебное обслуживание, профессиональное обучение, на поддержку хозяйства. Максимальная сумма компенсаций находится в переделах от 10 000 до 15 000 долларов. Отдельные штаты установили верхний предел материальной помощи в 50 000 долларов.

В уголовно-процессуальных законах ряда штатов были предусмотрены конкретные нормы, направленные на обеспечение безопасности участников процесса. Например, параграф 530.12 –«Защита жертв семейных преступлений», параграф 530.13 – «Защита жертв других преступлений, за исключением семейных правонарушений» Уголовно-процессуального закона штата Нью-Йорк.

Закрепление в специальных законах конкретного механизма защиты свидетелей позволило правоохранительным органам США принимать необходимые меры по их охране от всевозможных угроз с тем, чтобы они не изменили в суде своих показаний или вообще не отказались от них. Понимая, что эти меры необходимы в борьбе как с общеуголовной, так и с организованной преступностью, государство следит за соблюдением прав и законных интересов лиц, содействующих судопроизводству. По всей стране имеются многочисленные местные программы оказания помощи особо нуждающимся гражда­нам, участвующим в уголовном процессе. Под руководством Национальной организации помощи жертвам и свидетелям преступлений муниципальные организации, церковные общины, ассоциации юристов систематически проводят особые компании по оказанию содействия субъектам уголовно-процессуальных отношений.

В качестве примера можно привести работу с жертвами преступлений в штате Миннесота, который является признанным лидером защиты участников уголовного процесса. В этом штате имеется специальное подразделение, оказывающее необходимую профессиональную помощь жертвам и свидетелям преступлений. В составе подраз­деления имеется 10 секций, сотрудники которых принимают на себя заботу об участниках процесса с момента возбуждения уголовного дела до времени вынесения судебного решения, а иногда и после него. Кроме этого, органы управления штата выделяют для оказания со­действия жертвам преступлений специальных адвокатов-консультантов, которые не только разъяснят все возникающие пра­вовые вопросы, но и помогут связаться с правоохранительными ор­ганами, найти временное пристанище, обеспечить с помощью поли­ции личную безопасность.

Следует отметить еще одно немаловажное положение - все подраз­деления полиции, а также различные внеправительственные службы ведут статистику жертв преступлений, которая имеет большое значе­ние для определения социальных последствий преступности, а также для разработки профилактических мер.

Кроме лиц, содействующих уголовному судопроизводству, в США осуществляется правовая защита судей и сотрудников правоохранительных органов от противоправного воздействия со стороны обвиняемого и других заинтересованных лиц.

В частности, Свод законов США закрепляет правовые нормы, на­правленные на защиту судей, сотрудников судов, полицейских, и предусматривает уголовную ответственность за оказание на них давления или нанесение им телесных повреждений (параграф 1503).

В Федеральном уголовном законодательстве США также закреплена специальная норма «О защите должностных лиц и служащих США» (параграф 1114), на основании которой убийство или покушение на убийство сотрудников или служащих ФБР, полиции, таможенной службы, пенитенциарных учреждений и ряда других правоохранительных органов при выполнении ими своих служебных обязанностей квалифицируется как умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (убийство 1 категории по классификации, принятой в США).

В соответствии с параграфом 1111 Федерального уголовного за­конодательства за совершение данного преступления предусмотрена ответственность в виде смертной казни. Только в исключительных случаях, если Жюри присяжных прямо укажет на неприменение высшей меры наказания, виновному определяется пожизненное тюремное заключение.

На основании Закона о борьбе с насильственной преступностью и о правоохранительной деятельности (1994 г.) при принятии решения относительно смертного приговора для подсудимого отягчающим вину обстоятельством признается совершение преступления в отношении служащего федеральных органов, являющегося судьей, представителем сил по поддержанию правопорядка или сотрудником исправительных учреждений правительства США. При этом под представителем сил по поддержанию порядка понимается гражданский служащий, назначаемый в соответствии с существующим законода­тельством или правительственным агентством, а также лицо, занятое вопросами предотвращения, преследования или расследования преступления (параграф 3592.С.14).

Этим же правовым актом были внесены поправки и дополнения в Свод законов США, предусматривающие запрет на убийства свидетелей, жертв насилия и информаторов из чувства мести, вынесение смертного приговора убийцам федеральных свидетелей, а также защиту членов жюри и свидетелей обвинения в случае федеральных преступлений (параграфы 60017, 60018 и 60025).

По делам организованной преступности члены жюри и их семьи могут быть объектами подкупа и угроз. Поэтому по делам данной категории используются члены жюри, чьи личности не раскрываются ни обвинению, ни защите, ни судье.

Правовые нормы, направленные на обеспечение безопасности со­трудников правоохранительных органов, содержатся и в законодательстве штатов. В частности, в Уголовном кодексе штата Вашингтон запугивание государственного служащего квалифицируется как уголовное преступление, которое карается лишением свободы на срок от 1 месяца до 5 лет 8 месяцев (параграф 9А.76.180).

Кроме мер уголовно-правового характера, законодательство США предусматривает возможность распространения всего комплекса мер защиты на сотрудников правоохранительных органов в случае реального риска их жизни и личности, а также жизни и личности членов их семей. Например, в соответствии с параграфом 727 принятого совсем недавно Закона о борьбе с терроризмом и эффективном применении смертной казни (1996 г.) обеспечивается защита сотрудников федеральных органов охраны правопорядка.

Результатом продуманной законодательной политики в США является значительное уменьшение количества случаев гибели сотрудников правоохранительных органов. Так, в 1992 году при исполнении служебных обязанностей в этой стране погибло всего 59 сотрудников этих органов, что является самым низким показателем за последние 20 лет. Только в 7 случаях смертельный исход зафиксирован в ситуациях, связанных с проведением предварительного расследования.

Следует отметить, что в США важное значение имеют традиции и неписанные правила в отношении сотрудников системы правосудия и их работы. Например, не принято контактировать с судьями в связи с находящимися в их производстве делами. Попытки со стороны любого лица войти в контакт с судьей и попытаться повлиять на его решение по уголовному делу резко осуждаются. В связи с этим такие случаи сравнительно редки.

Несмотря на позитивные результаты в сфере безопасности участников уголовного процесса, правоохранительные органы США столкнулись с рядом трудностей. Главная проблема - финансирование мер защиты, которые обходятся достаточно дорого. В частности, на среднюю по составу семью по Программе защиты свидетеля тратится около 36.000 долларов. В настоящее время обеспечение безопасности участников процесса для США в год обходится в 25 млн. долларов. Несмотря на то, что число лиц, нуждающихся в защите, постоянно увеличивается, продолжают сокращаться бюджетные ассигнования на Программу, что заставляет жестко регламентировать количество ее участников.

Другой проблемой является недостаток подготовленных кадров в Службе судебного исполнения США, реализующей меры защиты. Ряд специалистов по безопасности не имеют должного опыта по оказа­нию необходимой помощи перемещенным на новое место жительства участникам процесса и их семьям в налаживании новой жизни. Не хватает сотрудников, имеющих психологические навыки. Ведь защи­щаемым лицам, находящимся в состоянии стресса, зачастую требуется эмоциональная поддержка и понимание со стороны правоохранительных органов. Они требуют сочувствия, чуткости и уважения, что может квалифицированно оказать только специально подготовленный специалист. Недостаток подготовленных кадров в Службе судебного исполнения ведет к увеличению количества случаев нарушения законности и режима секретности при осуществлении Программы. Имеются случаи подкупа должностных лиц, о чем свидетельствуют данные отчетов президентской комиссии по применению законодательства и правосудия. Особенно это заметно по делам организованной преступности, где еще со времени знаменитых мафиози Лучиано и Аль Капоне был заведен порядок, согласно которому около трети всех преступных доходов должно идти на подкуп органов власти и правосудия. Если это положение сохраняется до настоящего времени, то на подкуп ежегодно расходуется около 14 млрд. долларов.

Также отмечаются трудности при оформлении необходимых документов на новые анкетные данные защищаемых лиц. В правоприменительной практике встречаются многочисленные случаи задержек в представлении документации, несоответствия их оформления и содержания предъявляемым требованиям.

Американские юристы отмечают то обстоятельство, что Программа защиты оказывает помощь только немногочисленному числу участников процесса, которые находятся в особо угрожающем положении. В то же время она не помогает всем тем, кто составляет подавляющее большинство свидетелей, что сотрудничество с правосудием существенно важно для повседневной работы криминально-правовой системы.

В целях решения этих и ряда других проблем министр юстиции США в августе 1992 года в своем докладе, посвященном защите участников процесса, определил ряд рекомендаций, среди которых можно выделить следующие:

•обеспечить во всех штатах рассмотрение заявлений потерпевших при вынесении судом приговора, а также учитывать мнение данного участника процесса при решении вопроса о досрочном освобождении осужденного из заключения;

•повысить эффективность мер защиты потерпевших и свидетелей по делам об изнасиловании, а также по делам, где жертвами преступлений являются несовершеннолетние.

Вывод по 1-му вопросу:законодательство США, регулирующее государственную защиту и безопасность участников уголовного процесса действуют на федеральном уровне и уровне штатов. Осуществление государственной защиты возложено на Службу судебного исполнения США (Служба маршалов). Непосредственно занимается вопросами безопасности один-два специалиста по безопасности.

Одним из важных документов является Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников (WITSEK). Предусмотрены и другие нормативные правовые акты, посвящённые защите участников уголовного и гражданского процесса.