Конативный (определение поведения, воздействие состоит в стимулировании акта покупки, подсказывание покупателю ожидаемых от него действий).
Лекция _5. Рекламное воздействие и мотивация в рекламе
Известно, что реклама стремится воздействовать на психологию потребителей. Примерно в 1960-е гг. стало выделяться такое направление экономической психологии, как психология рекламы. В последние десятилетия она получила бурное развитие и приобрела статус самостоятельной прикладной социально-психологической науки.
Современные рекламные специалисты США придерживаются теории трех психологических состояний:
Человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это.
Человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину.
Человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.
Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия рекламы:
Выделяют такие уровни психологического воздействия рекламы:
Когнитивный (информативный, воздействие состоит в передаче информации, воспринимающейся потребителем сознательно) широко используется в основном при выпуске товара на рынок, когда необходимо создать первичный спрос, показать потребителю особенности, новизну продукции, заинтересовать. Например, для пищевой продукции это может быть информация о питательности или каких-то других достоинствах, для промышленной продукции – о многочисленных способах использования. Это может быть информирование об уровне цен, разъяснение принципов работы или использования товара, подробное ознакомление с оказываемыми услугами.
Аффективный (эмоциональный, формирующий отношение). Целью а.в. является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения. Инструментами формирования отношения являются частое повторение одних и тех же аргументов, приведение логических доказательств сказанного, формирование благоприятных ассоциаций и т.д.
Суггестивный (внушение, результатом воздействия может быть убежденность, получаемая без логических доказательств);
Осознание необходимости этих основных уровней воздействия рекламного обращения на сознание человека легло в основу множества рекламных моделей (формул).
Наиболее известные формулы рекламного воздействия:
AIDA.Самая старая и распространенная формула: A – attention, I –interest, D – desire, A – action (внимание – интерес – желание – действие); Она предложена американским рекламистом Элмером Левисом еще в 1896 г. Суть: идеальное рекламное обращение, в первую очередь, должно привлекать непроизвольное внимание (использование контрастов, оригинальное цветовое оформление; броский рисунок; курьезные решения в расположении обращения например, помещение текста рекламного послания «вверх ногами»). В соответствии с моделью AIDA обращение должно также возбудить желание адресата опробовать рекламируемый товар, стать его владельцем. Наконец, в обращении должна быть «подсказка» получателю, что он должен сделать. Например: «Позвоните сегодня же», «Требуйте в аптеках вашего города», «Приходите и убедитесь сами» и т.п. Модификацией формулы AIDA является модель AIDMA. включающая пятый компонент — мотивацию (motive).
ACCA. A – attention, C – comprehension, C – conviction, A – action (внимание – восприятие аргументов – убеждение – действие);
DAGMAR. Эта модель изложена американским рекламистом Расселом Колли в 1961 г.. Название формулы включает начальные буквы английского определения «Defining advertising goals — measuring advertising results» (определение рекламных целей — измерение рекламных результатов). Согласно модели, акт покупки проходит такие фазы: 1) узнавание марки (бренда) товара; 2) ассимиляция — осведомление адресата о качестве товара: 3) убеждение — психологическое предрасположение к покупке; 4) действие совершение покупки адресатом рекламы. Эффект рекламы определяется приростом числа покупателей на каждой из указанных фаз. Качественное отличие модели DAGMAR от подходов, ориентированных на действия, — это исходная посылка: совершение покупки определяется всеми основными элементами комплекса маркетинга. Реклама же в этом комплексе — один из важнейших, но не самодостаточный элемент. Последователи Р. Колли, находящиеся на тех же позициях, представляют так называемую дагмаровскую школу.
DIBABA. Эта формула была предложена Г. Гольдманом в 1953 г. Название модели является аббревиатурой немецких определений шести фаз процесса продажи:
определение потребностей и желаний потенциальных покупателей;
отождествление потребительских нужд с предложением рекламы;
«подталкивание» покупателя к необходимым выводам о покупке, которые ассоциируются с его потребностями;
учет предполагаемой реакции покупателя:
вызов у покупателя желания приобрести товар;
создание благоприятной для покупки обстановки.
Из более поздних рекламных формул можно отметить модель «Одобрение», предполагающую прохождение потенциальным покупателем следующих фаз:
осознание необходимости покупки;
возникновение интереса к рекламируемому товару;
оценка его основных качеств;
проверка, опробование качества;
одобрение.
Используются также модели «сильной рекламы» и «слабой рекламы». Первая более распространена в Северной Америке, исходит из следующего. После того, как в мозг человека поступает информация, тут же возникает эмоциональная реакция, стимулирующая приобретение товара. Данная схема имеет определенное сходство с классической теорией условного рефлекса И.П. Павлова.
Модель «слабой рекламы» больше сторонников имеет в Европе, предполагает следующую схему воздействия. Потребитель, получая осведомленность о товаре из рекламы, идет на «эксперимент» — он пробует товар. И только после того, как товар ему понравился, будет покупать его в дальнейшем. При этом реклама обладает только слабым действием, направленным на укрепление привычки или на уменьшение несоответствия между ожиданиями и реальностью. Потребителям нравится продукт, потому что они им пользуются; покупатели игнорируют рекламу просто потому, что им не нравится предлагаемый товар.
Направление воздействия / Модель | Когнитивное | Аффективное | Суггестивное | Конативное | Аффектив- ное (после покупки) |
AIDA | Внимание | Интерес | Желание | Действие | — |
АССА | Внимание | Восприятие аргументов | Желание | Действие | — |
DIBABA | Определение потребностей и желаний | Отождес- твление потреби- тельских нужд с предло- жением рекламы | Желание | Подталки- вание покупателя к необхо- димым выводам о покупке | — |
DAGMAR | Получение информации о марке | Ассими- ляция (осознание качества товара) | Убеждение (формиро- вание психоло- гической предрасполо- женности к покупке) | Действие | — |
«Одобрение» | Осознание потребности покупателя | Интерес | Оценка | Проверка | Одобрение |
Модель «Сильной рекламы» | Осведом- ленность | Обдумы- вание | Эмоцио- нальная оценка | Действие | — |
Модель «Слабой рекламы» | Осведом- ленность | — | — | Эксперимент | Убеждение |