Вопросы

  1. История возникновения и развития табличные процессоры
  2. Понятие электронной таблицы.
  3. Интерфейс табличного процессора MS Excel
  4. Технология ввода данных в таблицы Excel

 

  1. История возникновения и развития табличных процессоров.

 

Табличный процессор это программа, позволяющая решать широкий круг научно-технических, финансово-экономических, учетно-статистических и др. для которых исходные данные могут быть представлены в табличной форме.

Идея создания электронной таблицы возникла у одного из студентов гарвардского университета в 1979 году. Он выполнял скучные расчеты экономического характера, где требовалось повторять один и тот же алгоритм расчета для множества строк бухгалтерской книги. Для облегчения таких расчетов он создал первую программу для обработки электронных таблиц, которую назвал Visi Calk для компьютеров типа Apple II. Эта программа стала очень популярной, так как действительно резко повышала производительность труда при выполнении расчетов в таблицах. Более того, резкое повышение объема продаж компьютеров Apple в эти годы было связано именно с возможностью использовать на них программу Visi Calk.

Затем программа была трансформирована для использования на компьютерах типа IBM PC и появилась новая версия этой программы Super Calk.

Новый шаг в развитии электронных таблиц был сделан с появлением в 1982 году программы Lotus 1-2-3. В ней, помимо обычных расчетных возможностей таких программ, появилась возможность построения графиков и создания и обработки Баз Данных. После выпуска на рынок этой программы фирма Lotus резко повышает свои продажи и становится самым крупным производителем программного обеспечения.

Следующим шагом стало появление в 1987 году табличного процессора фирмы Microsoft. Эта компания предложила наиболее удобный для пользователя программный интерфейс и расширила возможности программы. В настоящее время Excel занимает лидирующее положение на рынке подобных продуктов, так как входит в состав пакета Ms Office и совместим с другими офисными приложениями.

По оценкам многих специалистов программы этого класса наиболее часто используются в области экономики и финансов.

 

  1. Понятие электронной таблицы

Главное достоинство электронных таблиц – это возможность мгновенного пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями при изменении исходных данных.

Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются цифрами, столбцы – латинскими буквами (A-Z и затем, AA-AZ и так далее).Столбцов – 256, строк – 16384.

На пересечении строк и столбцов находятся ячейки электронной таблицы. Имена ячеек задаются адресом, который состоит из номера столбца и номера строки. Например: a2, z46, bn4. Ecxel поддерживает также другую систему адресации, когда нумеруются и строки и столбцы. Например R1C1, то есть строка (row) первая и столбец (columns) – первый.

В электронной таблице можно рассматривать также блок (диапазон) ячеек – строка, столбец, часть строки или столбца, прямоугольник, состоящий из нескольких строк и столбцов. Адрес блока задается указанием адресов левой верхней и правой нижней ячеек блока, через разделитель, в EXCEL -:.

Блок можно также определить, выделив его мышью.

Файл, создаваемый в EXCEL называется рабочей книгой и содержит несколько рабочих листов. EXCEL дает своим файлам расширение .XLS. По умолчанию файл при сохранении получает имя Книга1.XLS, которое должно быть изменено пользователем на уникальное имя. В одной рабочей книге могут храниться несколько рабочих листов с различными таблицами. Это еще более важно, когда необходимо устанавливать связи между таблицами. Тогда, адресом ячеек будут не просто координаты (a2), но и ссылка на определенный рабочий лист Лист1!a2. Такие многостраничные документы часто встречаются в реальной экономической документации и могут быть точно отражены в EXCEL.

В рабочих листах книги Excel могут хранится данные трех типов:

Текст – набор буквенно-цифровых символов, с этими данными Excel не может выполнять математические расчеты, текст, по умолчанию выравнивается по правому краю ячейки

Значения – данные , с которыми Excel может выполнять различные операции, по умолчанию выравниваются по правому краю.

Формулы – записи, предписывающие Excel выполнить расчеты со значениями.

В каждую из ячеек рабочего листа пользователь может ввести данные одного из следующих типов:

1.Символьные (текстовые). Могут включать в себя любые символы клавиатуры и специальные символы. Примеры: Ведомость по начислению заработной платы, Петров И.И., ф100.

2.Числовые. Не могут содержать текст, так как над ними производятся арифметические операции. Единственными не цифрами в таком формате могут быть десятичная точка или запятая или знак минус. Подтипами числового формата могут быть: денежный ( выводит числа с двумя знаками после запятой и может вывести наименование денежных единиц - $, руб, DM и тд); процентный – вычисляет процент от числа и указывает символ процента);и т.д.

3. Даты. Используются для выполнения особых операций над датами (вычисление длительности периода, добавление к дате определенного количества дней и получение новой даты и т.д.) Существует несколько форматов дат:

12.09.00

12/09/2000

12/сен/00

12.09.00.04.pm

и т.д

Формат даты зависит от системной установки формата даты, которая указывается при настройке языков и стандартов WINDOWS. Например, ММ.ДД.ГГ или ДД.ММ.ГГ.

Существуют также некоторые дополнительные форматы, позволяющие, например, вводить номера телефонов, почтовые индексы и т.д.

Таким образом, если при вводе данных в определенную ячейку электронной таблицы компьютер преобразовывает их в определенный формат, необходимо при помощи пункта меню Формат /Ячейки установить нужный для этих данных формат и повторить ввод.текста

  1. Интерфейс Excel.

· Основные элементы интерфейса:

· Строка меню

· Панели инструментов

· Строка ввода данных

· Окно адреса активной ячейки

· Ярлыки листов рабочей книги

· Линейки прокрутки

· Рабочая область

При работе в среде текстового редактора EXCEL можно использовать следующие основные группы команд которые соответствую пунктам меню. Наиболее часто испоьзуемые среди них, вынесены в качестве кнопок на панели инструментов.

команды для работы с файлами;

команды редактирования;

команды форматирования;

команды для работы с окнами;

команды для работы с электронной таблицей как с базой данных;

сервис;

получение справочной информации;

Данные можно вводить как в саму ячейку, так и в строку формул, расположенную над рабочей областью. Для корректировки ранее введенных данных нужно дважды щелкнуть в ячейке.

  1. Ввод данных в электронную таблицу

В Еxcel существуют несколько способов, которые позволяют упростить ввод данных:

· Повторный ввод (копирование) уже существующих данных.

Для организации копирования данных нужно скопировать выделенный диапазон в буфер, затем щелкнуть в ячейке, которая должна быть верхним левым углом нового диапазона и вставить фрагмент из буфера.

· Автозаполнение

Если в столбец вводится много повторяющихся данных, можно выбрать нужный вариант из списка (контекстное меню). Существует также возможность создать свой список. (Сервис/Параметры/Списки). Существует также функция автозавершение, когда программа сама завершает ввод данных, по первому символу, выбирая из ранее введенных данных в этом столбце.

· Ввод прогрессий.

Используется начальное значение, введенное в ячейку, чтобы автоматически заполнить выделенные ячейки рядом данных. (Правка/Заполнить/Прогрессия). В этом окне можно задать шаг прогрессии.

 

 

Лекция 14

Выполнение вычислений в Excel