Виды и цели планирования.
Тема 4. Математические методы планирования.
4.1. Виды и цели планирования.
4.2. Использование методов линейного программирования для решения
прикладных задач в транспортных системах.
4.3. Методы и модели теории графов и сетевого моделирования на
транспортных объектах.
4.4. Динамическое программирование транспортных процессов.
4.5. Модели управления запасами в транспортных системах.
Одной из основных функций управления фирмами является планирование. Планирование – это деятельность по подготовке управленческих решений.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
· делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
· проясняет возникающие проблемы;
· стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
· улучшает координацию действий в организации;
· создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
· увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
· способствует более рациональному распределению ресурсов;
· улучшает контроль в организации.
Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним из наиболее существенных тормозов плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования, организацию подразделения планирования и привлечение дополнительного персонала. Если говорить о денежных издержках, то планирование требует еще одной важнейшей категории затрат – затрат времени – наиболее дефицитного и весьма ограниченного ресурса.
Может ли позволить себе организация осуществлять такие затраты и, следовательно, заниматься планированием? Да, может и должна, потому что затраты на планирование, как уже отмечалось, создают ряд важных преимуществ в деятельности фирмы. Поэтому вопрос о затратах правильно было бы сформулировать так: каковы должны быть дополнительные затраты, необходимые для расширения масштабов планирования в организации?
Масштабы деятельности фирмы и особенности планированияограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации.
Преимущества в осуществлении планирования принадлежит крупным фирмам. Для того чтобы предвидеть будущее, они обладают необходимым потенциалом, а именно:
· у них выше финансовые возможности;
· в подавляющем большинстве они занимаются серьезными научными и проектными разработками;
· они обладают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать таких же высококвалифицированных специалистов со стороны и т.д.
Небольшим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут:
· использовать некоторые формы планирования, особенно оперативное планирование;
· применять уже готовые модели стратегий и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организации.
Несмотря на трудности осуществления планирования в небольшой организации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем в крупной. Внешняя среда у такой организации менее поддается контролю и более агрессивна, чем у крупной фирмы, следовательно, будущее небольшой фирмы более неопределенно и непредсказуемо. Однако и у нее есть свои преимущества в организации планирования. Главное преимущество – внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима и предсказуема. Кроме того, в небольшой организации легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации и ее целей.
Планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым».Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.
Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать».