Виды и цели планирования.

Тема 4. Математические методы планирования.

4.1. Виды и цели планирования.

4.2. Использование методов линейного программирования для решения

прикладных задач в транспортных системах.

4.3. Методы и модели теории графов и сетевого моделирования на

транспортных объектах.

4.4. Динамическое программирование транспортных процессов.

4.5. Модели управления запасами в транспортных системах.

Одной из основных функций управления фирмами является планирование. Планирование – это деятельность по подготовке управленческих решений.

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

· делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

· проясняет возникающие проблемы;

· стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

· улучшает координацию действий в организации;

· создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

· увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

· способствует более рациональному распределению ресурсов;

· улучшает контроль в организации.

Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним из наиболее существенных тормозов плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования, организацию подразделения планирования и привлечение дополнительного персонала. Если говорить о денежных издержках, то планирование требует еще одной важнейшей категории затрат – затрат времени – наиболее дефицитного и весьма ограниченного ресурса.

Может ли позволить себе организация осуществлять такие затраты и, следовательно, заниматься планированием? Да, может и должна, потому что затраты на планирование, как уже отмечалось, создают ряд важных преимуществ в деятельности фирмы. Поэтому вопрос о затратах правильно было бы сформулировать так: каковы должны быть дополнительные затраты, необходимые для расширения масштабов планирования в организации?

Масштабы деятельности фирмы и особенности планированияограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации.

Преимущества в осуществлении планирования принадлежит крупным фирмам. Для того чтобы предвидеть будущее, они обладают необходимым потенциалом, а именно:

· у них выше финансовые возможности;

· в подавляющем большинстве они занимаются серьезными научными и проектными разработками;

· они обладают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать таких же высококвалифицированных специалистов со стороны и т.д.

Небольшим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут:

· использовать некоторые формы планирования, особенно оперативное планирование;

· применять уже готовые модели стратегий и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организации.

Несмотря на трудности осуществления планирования в небольшой организации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем в крупной. Внешняя среда у такой организации менее поддается контролю и более агрессивна, чем у крупной фирмы, следовательно, будущее небольшой фирмы более неопределенно и непредсказуемо. Однако и у нее есть свои преимущества в организации планирования. Главное преимущество – внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима и предсказуема. Кроме того, в небольшой организации легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации и ее целей.

Планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым».Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.

 

Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать».