Орнамент и символ

Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент неизобразительный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.
Самый сложный неизобразительный орнаментальный узор, или мотив, по существу состоит из простейших геометрических элементов правильной или неправильной формы.

Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она является основным формообразующим элементом. И если число неизобразительных абстрактных форм весьма велико, то линий, которые резко отличаются одна от другой, только три:
прямые – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
кривые– с постоянным радиусом кривизны – окружности и их дуги;
кривые – с переменным радиусом кривизны – параболы, гиперболы и их отрезки.
Эти линии являются первичными элементами для всех орнаментальных образований. Все три вида линии обладают определенной зрительной выразительностью и не похожи одна на другую.
Сами по себе прямые и кривые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут «обнаружить» скрытый в них эмоциональный заряд.
Линия, или лента, широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.
Зигзаг, или ломанная линия, в Древнем Египте служила знаком воды. Она находила применение в орнаментах многих народов в самые разные времена.
Шевроны– ломанная лента с ритмическим чередованием узора. Встречается в декоративном искусстве Китая периода Шан и в романском искусстве.
Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран: дальневосточном и греческом, в западноевропейской средневековой книжной миниатюре и на ирландских резных крестах, в мусульманском искусстве.
Этот мотив в эпоху Возрождения часто использовался на книжных переплетах, фаянсах Сен-Поршера. Даже великий Леонардо да Винчи не оставил его без внимания и создал прославленные образцы этого орнаментального мотива.
Меандр – ломанная под прямым углом линия. Самые первые образцы этого орнаментального мотива относятся к эпохе палеолита, о чем подробнее будет рассказано ниже. Позже меандр использовался в греческой керамике, в искусстве древних жителей Мексики, на японских тканях и в декоративном искусстве многих других народов мира.
Квадрат и прямоугольник являются основной формой в орнаменте. Они прежде всего служат для ограничения поверхности, заполненной орнаментальными мотивами. Ярким примером использования этого мотива в искусстве могут служить родосские греческие вазы; в архитектуре – кессонированные потолки эпохи Возрождения. Шашечный орнамент широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до наших дней.
Ромб, также как и квадрат, служит для ограничения декорируемой поверхности. Особенно широкое применение этот мотив имел в гончарных изделиях доисторического периода.
Шестиугольник и восьмиугольнок самостоятельно и в сочетании были очень распространенными в декоративном искусстве мусульманских стран.
К прямолинейным мотивам, широко использовавшимся с доисторических времен, следует отнести крест и свастику, которые служили преимущественно в качестве религиозных символов: крест – на Западе, свастика – в странах Ценральной и Юго-Восточной Азии. Крестообразные мотивы можно встретить также в античном искусстве.
Окружность считается одной из самых совершенных и законченных форм. Она используется и как собственно орнаментальный элемент, например на кипрской керамике, и для ограничения поверхности, включающей в себя другие мотивы, как на японских гербах. Важную роль играли окружности в средневековых орнаментах (так называемые готические «розы»).
Мотив спирали был распространен еще в эпоху неолита (в подтверждение можно привести фриз с рельефом в форме спирали, найденный на острове Мальта; межевой камень со спиральным рельефным орнаментом, найденный в Ирландии). Этот мотив получил впоследствии широкое применение в критской, минойской и микенской цивилизациях и стал излюбленным мотивом в древнем искусстве Египта, Ассирии, Греции. Он является символическим изображением истории развития мира.
Линии с переменным радиусом кривизнынесут в себе динамичность, напряженность, неравномерность и активное движение (нарастающее и убывающее). Особенно остро способны выразить динамичность ломанные линии с острыми углами – так называемые молниеобразные. Мотивом «бегущая волна» в древности пользовались как символом непостоянства жизни. Истоки этого мотива – в меандровой (ломанной) линии, из которой она постепенно переходит в кривую.
К вышеназванным геометрическим мотивам следует добавить элементы архитектурного декора, используемые только для украшения зданий и иногда мебели: «витой шнур» – линия, спирально закрученная вокруг собственной оси; выкружка, валик, скоция, двойной зубчатый орнамент и др.
Любой неизобразительный орнаментальный мотив состоит из комбинации тех или иных линий или замкнутых фигур. В одних случаях это только прямые или кривые линии, в других – сочетание различных линий или фигурных элементов в одном мотиве. Ритмическая организация элементов в мотиве создает условия, стимулирующие проявление цветопластических свойств этих элементов.
В числе орнаментов изобразительной группы самым распространенным является растительный. При создании такого рода орнамента все народы вдохновлялись местной флорой, заимствуя из нее относительно немногочисленные мотивы.
Вот наиболее распространенные из них с древнейших времен.
Лотос на древнем Востоке имел культовое значение. Лотос был посвящен богу Осирису и богине Исиде и служил символом плодородия. Его цветение совпадало с разливом Нила. В высшем смысле лотос был символом бессмертия и составлял необходимый атрибут фараона. В египетском стиле лотос является распространенной формой украшения: разнообразным предметам прикладного искусства придавали форму лотоса; в архитектуре капитель была выполнена в форме почки и цветка лотоса, а база колонны представляла собой корневые листья этого же растения, в то время как ствол (тело) колонны напоминал связку стеблей лотоса. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).
Пальмысо своими веерообразными и перистыми листьями служили у древних евреев и египтян символом мира и победы. Орнаментальная форма растения получила наименование пальметты. Пальметты редко располагаются рядом, непосредственно одна за другой. Чаще всего отдельные пальметты обрамляются дугообразными линиями.
Вслед за пальметтой и лотосом популярностью у художников пользовались лист и завиток аканта. Их привлекала красота зубчатых листьев этого дикорастущего растения юга Европы.
У древних греков мотив аканта стал основополагающим декоративным элементом при образовании коринфского ордера, стилизованные формы листа его украсили капитель. В Древнем Риме аканту отдавалось особое предпочтение как главному мотиву любимых римлянами архитектурных ордеров – коринфского и композитного.
Орнамент, созданный на основе листьев аканта, достиг наибольшего изящества и разнообразия в эпоху Возрождения. Растительные побеги и завитки аканта с розетками становятся почти неотъемлемой принадлежностью украшения любого предмета декоративного искусства этого времени, будь то мебель, покрытая деревянной резьбой, или мраморный рельеф, украшающий стены помещения; мы видим его на майоликовых блюдах, настенных росписях, шпалерах и тканях.
Лаврв Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах – главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.
Хмель – культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.
Виноградная лоза– гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан – в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) – символ страданий Христа.
Плющ – вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
Дуб – царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной серебряной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров Итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.
Цветышироко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Наиболее распространенным среди изобразительной группы орнаментов, вслед за растительным, можно считать животный. Но фауна используется в орнаментальном творчестве значительно меньше, чем флора. Это объясняется как свойствами самого материала, труднее поддающегося художественной переработке, так и запретами части религий на фигурные изображения.
Чаще других встречались изображения льва, тигра, быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина и других, которые в большинстве своем имели символическое значение.

 

 

Первоначально в основе любого рисунка лежал его символический, магический смысл. Каждый рисунок являлся для древнего человека графическим выражением всеобщего закона Вселенной, который он открыл для себя чуть ли не в каменном веке. Несложные знаки – кружки, волнистые линии и т.п., объединенные в орнаментальные композиции, для их создателей были не просто рисунками, а знаками, за которыми скрывалось восприятие человеком окружающего мира и его миропонимание. Орнамент, составленный из таких знаков, приобретал определенное смысловое содержание и придавал вещи которую украшал, особый смысл – сложных взаимоотношений человека и окружающего мира. К примеру, извилистая линия всегда служила символом воды, кружок – это солярный знак, олицетворяющий жизнетворяшую силу солнца; крест чаще всего был оберегом, противодействующий темным силам зла.

Символ в искусстве – это образ, иносказательно выражающий какое либо широкое понятие или отвлеченную идею. Связь символа с выражаемым им понятием может быть чисто произвольной, субъективной, но может вытекать и из внутреннего сходства, родства между изображенным предметом и его иносказательным значением. В изобразительном искусстве употребление символа особенно уместно тогда, когда нужно в лаконичной форме выразить очень широкое, много вмещающее понятие.

Со временем символико-магические значения орнаментальных знаков постепенно отодвигалось на второй план. И поскольку орнамент, как ни одного другое искусство, очень легко теряет заложенный в него первоначальный символический смысл не в ущерб своим эстетическим свойствам, то, становясь объектом чисто эстетического любования, он уже не вызывает потребность в разгадке его первоначального магического смысла. Поэтому семантика декоративных узоров в настоящее время практически полностью забыта или вовсе не принимается во внимание; осталась лишь главная их функция – быть украшением предметов декоративно-прикладного искусства.

В орнаментах нового времени практически отсутствует современная символика, не смотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце 19 – начале 20 века эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.

Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета