Предпосылки и проблемы реформирования Европейского суда по правам человека.

Условия приемлемости допустимости жалоб Европейским Судом по правам человека

Индивидуальные жалобы граждан признаются приемлемыми при соблюдении следующих условий или правил:

1. Правила надлежащего заявителя.

Оно означает, что жалоба подается только тем лицо, права которого непосредственно нарушены. Такие лица именуются жертвами нарушений .

Таким образом, жалоба не принимается в интересах третьих лиц. Жалоба должна быть подписана жертвой нарушения каких-либо прав или его представителя.

2. Правила надлежащего представления жалобы.

Суть правила в том, что предметом жалобы может быть нарушение одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской конвенции и Протоколах к ней.

Европейская конвенция в основном защищает личные (гражданские) и политические права и под защитой этой конвенции, как правило не находятся социально-экономические права.

3. Правило надлежащего субъекта ответственности.

В Европейском суде является государство, ратифицирующее данную конвенцию и Протоколы к ней, а нарушение должно относится к событиям имевшим место после даты ратификации конкретным государством Европейской конвенции. Иными словами защите подлежать только те права, которые были нарушены Российской Федерацией после 5 мая 1998г.

4. Правило исчерпанности всех средств внутригосударственной правовой защиты. Оно означает, что процедуры Европейского суда по правам человека являются не основными, а факультативными (дополнительными) средствами правовой защиты. Это означает, что гражданин конкретного государства обязан исчерпать все возможные государственно-правовые средства защиты.

5. Правило соблюдения шестимесячного срока. Означает, что граждане располагают периодом 6 месяцев для обращения в Европейский суд. Этот срок исчисляется с момента вступления в законную силу судебного решения национального суда и получения решения.

Международное право не знает такого института как восстановление нарушенного срока, поэтому пропущенный срок в 6 месяцев для обращения в Европейский суд не при каких обстоятельствах не восстанавливается.

 

В последние годы Европейский суд находится в состоянии глубокого кризиса, он не справляется с увеличенным потоком жалоб и их скопилось 120 тысяч. Возникла реальная угроза принятия решения низкого качества. В связи с огромным потоком жалоб несколько лет назад было принято предварительное решение о проведении реформы этого важного правозащитного института. Все предполагаемые преобразования суда были сформированы в Протоколе №14 к Европейской Конвенции. В 2007 году Протокол был подписан министрами стран Совета Европы и открыт для ратификации.

Протокол вступает в силу после его ратификации абсолютно всеми государствами участвующими в Совете Европы. Протокол предполагает следующие направления реформирования:

1. Протокол вносит дополнительные требования к приемлемости жалоб. Жалоба может быть признана не допустимой и отклонена, если права заявителя были нарушены незаконно или ему не причинен существенный вред.

2. Протокол устанавливает новые ускоренные процедуры индивидуальных жалоб. В частности предполагается, что решения о неприемлемости жалобы будут приниматься одним судьей, а не тремя(комитетом) как сейчас.

3. Для так называемых дел клонов-аналогов, те , что были рассмотрены судом предается ускоренное разбирательство в комитете из трех судей, а не в палате в составе семи судей.

4. Укрепление секретариата суда, в который войдут докладчики из числа сотрудников аппарата для оказания помощи судьями.

Все названные меры направлены на ускорение работы суда с тем чтобы он справлялся с ростом потока жалоб.

Все указанные новации в деятельности Страсбургского суда разрабатывались при непосредственном участи представителей Российской Федерации.

Однако в последствии 20 декабря 2006 года Государственная Дума РФ отклонила внесенный законопроект по ратификации Протокола №14. Россия оказалась единственной страной, которая заблокировала реформы Европейского Суда и только в феврале 2010 года Государственная Дума принимает Федеральный Закон «О ратификации Протокола №14».

С 8 февраля 2010года указанный протокол вступил в действие, а мероприятия по его реализации стали осуществляться.

 

Тема: Символы судебной власти.

Слово символ означает изображение, знак или информацию воплощающую сущность, основную идею какого-либо социального или государственного явления, например символом власти является изображение державы, а символом самой власти - кулон. Правовой основой символики судебной власти являются Федеральные Конституционные законы от 25 декабря 2000 года о государственном флаге, гимне, государственном гербе.

Федеральные конституционные законы о судебной системе, Конституционном суде, арбитражных судах, судах общей юрисдикции закрепляют символы судебной власти, также они закреплены в законе о статусе судей и о Мировых судьях Российской Федерации, а также Мировых судьях Пензенской области и в подзаконных нормативных актах.

Различаются несколько видов символики:

1. Общегосударственная символика, используемая в судах (гимн, флаг, герб)

2. Символы судебной власти (мантия)

3. Официальная государственная символика и неофициальная символика в судах (Фемида, весы)

Поскольку, органы судебной власти являются государственными органами, то к ним применимы и используются все официальные государственные символы РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.34 ФКЗ «О судебной системе» на здании судов установлен государственный флаг России, а в залах судебного заседания находится государственный флаг и изображение государственного герба. На зданиях судов может так же устанавливаться флаг субъекта РФ, а в залах судебного заседания может быть установлен флаг и помещаться изображение герба субъекта РФ.

Судьи при осуществлении правосудия заседают в мантиях либо нашивают другой отличительный знак своей должности.

В 2003 году на здании Верховного суда РФ впервые в современной истории была установлена скульптура Фемиды, богини Правосудия.

Фемида была богиней первого поколения и родилась от бога Неба и богини Земли. В классическом изображении Фемиды, подобном, например, изображению мужа бога Зевса не сохранилось, поэтому богиню Правосудия изображают по-разному. Чаще всего ее орудием были, зависящие от господствующих в разное время представлений о роли правосудия в обществе жизни законе. В средние века в руках Фемиды доминировал меч, который рубил головы, потом скульпторы и художники в ее изображение стали выделять весы как образ справедливости и завязанные глаза, как символ беспристрастности. После изучения всех известных изображений богини правосудия в Верховном суде РФ не копировать, а сделать свой Российский символ правосудия. Сначала отказались от карающего меча, отдав предпочтение щиту, как образу, характеризующему преобладание защитных функций российского судопроизводства.

Другое непременное условие - открытые глаза богини Правосудия, символизирующие равенство перед законом и судом. Получилась женщина с открытым лицом и уверенным взглядом.