Регионы и Центр
Традиционная слабость местного управления в России всегда уживалась с всесильным центральным аппаратом управления, жестко контролировавшем все сферы жизни отдельных регионов и резко реагировавшем на любые их попытки расширить свои права. Ослабление центральной власти в реформируемой России - неизбежное следствие политической демократии. Подобно тому, как в свое время рухнула Российская империя вследствие кризиса центральной власти, так и ослабление последней в ходе горбачевских реформ расшатало государственные устои СССР.
Стало очевидным, что сохранение единства РФ в новых условиях невозможно лишь с помощью паллиативных мер - необходимо менять природу российской государственности, преобразуя страну из псевдофедерации в подлинную федерацию, отдельные части которой связаны не только центральной властью, но и прямыми взаимными интересами. Понадобилось переосмыслить всю политико-правовую основу российской государственности. Оперативно подготовленный Федеративный договор, подписанный всеми субъектами Федерации, за исключением Чечни, (Татария подписала его с некоторыми оговорками), учел интересы как бывших автономных республик, так и областей, краев, автономных округов.
Однако никто не должен питать иллюзий относительно сроков создания новой подлинной Федерации - это длительный процесс. Труднопостигаемый парадокс ее становления состоит в том, что именно радикальная экономическая реформа, как одна из коренных причин ослабления центральной власти в России, закладывает основы будущей реальной и прочной Федерации.От итогов рыночной деятельности местных предприятий (эффективное функционирование которых будет во многом связано с межрегиональными кооперационными поставками), от успехов в формировании местных рынков товаров, капиталов и рабочей силы будут зависеть размеры средств, поступающих в местный бюджет, поддержание социальной инфраструктуры, городов, административно-территориальных районов и целых областей. Из результатов этой деятельности будет формироваться экономический потенциал регионов, а на его основе - их способность решать социальные задачи. К сожалению, необработанность новых механизмов управления, неотрегулированность его правовой базы, отсутствие исходного капитала - все это тормозит процесс реформ, приводит к ослаблению межрегиональных экономических связей и зачастую - к дистанцированию регионов от Центра.
Один из важных факторов укрепления российской государственности - состояние административно-территориального деления страны (см. гл. 6). Существует весьма распространенная точка зрения, в соответствии с которой нынешняя административная сетка - архаическая, доставшаяся России в наследство от тоталитаризма, и по многим параметрам препятствующая ходу реформ. Вместе с тем было бы крайне опрометчиво подвергать ее радикальному реформированию именно сегодня. Если это и будет осуществлено когда-нибудь, то только по мере выхода страны из затяжного социально-экономического кризиса и укрепления политической стабильности. В противном случае это грозит развалом страны.
Из многих вариантов разрешения кризиса российской государственности (распад страны на отдельные государства, выход из кризиса через установление авторитарного режима, утверждение подлинной федерации и др.) наиболее реалистичный тот, который заложен в новой Конституции и связанный с превращением России в реальную федерацию, с утверждением демократических принципов российской государственности. Разумеется, на пути к воплощению этого варианта стоит множество сложнейших, многоплановых проблем, как-то: достижение позитивных результатов в экономических и политических реформах, разрешение национальных противоречий, преодоление идейной
нетерпимости в обществе, утверждение новых духовных ориентиров.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте содержание законотворчества в области налоговой системы и финансово-кредитных отношений. Что здесь главное?
2. Каким вопросам в области законодательного разграничения полномочий между Центром и регионами должно, по вашему мнению, отдаваться предпочтение?
3. В чем состоит основная суть Указа президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»?
4. Аргументируйте следующий постулат: «Местное самоуправление РФ - реальная власть».
5. В чем конкретно состоит противоречие между возможностями политической самостоятельности и экономической самостоятельности местного самоуправления?
6. Каков типичный механизм формирования местного бюджета?
7. Как вы понимаете следующий тезис: «Радикальная экономическая реформа, как одна из коренных причин ослабления центральной власти в России, закладывает основы будущей подлинной Федерации»?