Регионы и Центр

Традиционная слабость ме­стного управления в России всегда уживалась с всесильным центральным аппаратом управления, жестко контролировавшем все сферы жизни от­дельных регионов и резко реагировавшем на любые их попытки расширить свои права. Ослабление центральной власти в реформируемой России - не­избежное следствие политической демократии. По­добно тому, как в свое время рухнула Российская империя вследствие кризиса центральной власти, так и ослабление последней в ходе горбачевских реформ расшатало государственные устои СССР.

Стало очевидным, что сохранение единства РФ в новых условиях невозможно лишь с помощью паллиативных мер - необходимо менять природу российской государственности, преобразуя страну из псевдофедерации в подлинную федерацию, от­дельные части которой связаны не только цен­тральной властью, но и прямыми взаимными инте­ресами. Понадобилось переосмыслить всю полити­ко-правовую основу российской государственности. Оперативно подготовленный Федеративный дого­вор, подписанный всеми субъектами Федерации, за исключением Чечни, (Татария подписала его с некоторыми оговорками), учел интересы как быв­ших автономных республик, так и областей, краев, автономных округов.

Однако никто не должен питать иллюзий от­носительно сроков создания новой подлинной Феде­рации - это длительный процесс. Труднопостигае­мый парадокс ее становления состоит в том, что именно радикальная экономическая реформа, как одна из коренных причин ослабления центральной власти в России, закладывает основы будущей ре­альной и прочной Федерации.От итогов рыночной деятельности местных предприятий (эффективное функционирование которых будет во многом свя­зано с межрегиональными кооперационными по­ставками), от успехов в формировании местных рынков товаров, капиталов и рабочей силы будут зависеть размеры средств, поступающих в местный бюджет, поддержание социальной инфраструктуры, городов, административно-территориальных рай­онов и целых областей. Из результатов этой де­ятельности будет формироваться экономический потенциал регионов, а на его основе - их способ­ность решать социальные задачи. К сожалению, необработанность новых механизмов управления, неотрегулированность его правовой базы, отсутст­вие исходного капитала - все это тормозит процесс реформ, приводит к ослаблению межрегиональных экономических связей и зачастую - к дистанциро­ванию регионов от Центра.

Один из важных факторов укрепления рос­сийской государственности - состояние админист­ративно-территориального деления страны (см. гл. 6). Существует весьма распространенная точка зрения, в соответствии с которой нынешняя адми­нистративная сетка - архаическая, доставшаяся России в наследство от тоталитаризма, и по мно­гим параметрам препятствующая ходу реформ. Вместе с тем было бы крайне опрометчиво подвер­гать ее радикальному реформированию именно се­годня. Если это и будет осуществлено когда-ни­будь, то только по мере выхода страны из затяжно­го социально-экономического кризиса и укрепле­ния политической стабильности. В противном слу­чае это грозит развалом страны.

Из многих вариантов разрешения кризиса российской государственности (распад страны на отдельные государства, выход из кризиса через ус­тановление авторитарного режима, утверждение подлинной федерации и др.) наиболее реалистич­ный тот, который заложен в новой Конституции и связанный с превращением России в реальную фе­дерацию, с утверждением демократических прин­ципов российской государственности. Разумеется, на пути к воплощению этого варианта стоит мно­жество сложнейших, многоплановых проблем, как-то: достижение позитивных результатов в экономи­ческих и политических реформах, разрешение на­циональных противоречий, преодоление идейной

нетерпимости в обществе, утверждение новых ду­ховных ориентиров.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте содержание законотвор­чества в области налоговой системы и финансо­во-кредитных отношений. Что здесь главное?

2. Каким вопросам в области законодатель­ного разграничения полномочий между Центром и регионами должно, по вашему мнению, отдавать­ся предпочтение?

3. В чем состоит основная суть Указа пре­зидента РФ «Об основных положениях региональ­ной политики в Российской Федерации»?

4. Аргументируйте следующий постулат: «Местное самоуправление РФ - реальная власть».

5. В чем конкретно состоит противоречие между возможностями политической самостоя­тельности и экономической самостоятельности местного самоуправления?

6. Каков типичный механизм формирования местного бюджета?

7. Как вы понимаете следующий тезис: «Ра­дикальная экономическая реформа, как одна из ко­ренных причин ослабления центральной власти в России, закладывает основы будущей подлинной Федерации»?