Перечень современных агрегатов, применяемых в ТКРС и бурении.
Спецтребования техники безопасности при работе агрегатов в ТКРС.
Общие требования техники безопасности при работе спецагрегатов в нефтедобыче и бурении.
Практических занятий 4ч.
Лекции 6 ч.
Заключение
В лекции невозможно отразить всю необходимую информацию. Следует внимательно ознакомиться в рекомендуемой литературой и отразить в своих конспектах: 1) содержание, имеющееся в литературных источниках, не изложенное в лекции; 2) краткие ответы на вопросы к лекции (своими словами на основе лекции и иных источников).
Особое внимание необходимо уделить изучению нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование нового правоохранительного института – полиции. Слушателям, курсантам, студентам предлагается наряду с налоговым законодательством внимательно изучить:
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // «Парламентская газета», № 7, 11-17.02.2011 (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 157, 21.07.2011 (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 275, 07.12.2011 (с изменениями и дополнениями)
[1] Раздел продукции: за и против. Под общ. ред. М. А. Субботина. —М: Тактика, 2007. С. 187
[2] Научно-практический комментарий законодательства о природных ресурсах. Ч. 3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (статьи 346.34-346.42) / Под ред. А. А. Ялбуганова. Подготовлен для системы "Консультант-Плюс" (2004 г.).
[3] ЛИБОР — ставка по краткосрочным кредитам, размещаемым лондонскими банками (обычно на срок 3-6 мес.) в виде депозитов в других первоклассных банках.
[4] Шуман В. Счетная палата: эффективность СРП // Нефтегазовая вертикаль. 2003. № 18.
План лекций:
1. Общие принципы устройства и действия подъёмников для ремонта и освоения скважин.
2. Характеристика подъёмников для КРС и ПРС.
1. Общие принципы устройства и действия подъёмников для ремонта и освоения скважин.
В настоящие время в нефтедобывающей промышленности используются в основном два вида подземных агрегатов для подземного, капитального ремонта и бурения скважин. Стационарные и передвижные, предназначенные для выполнения спуско-подъёмных операций, подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб при ремонтных работах, проводимых на скважине.
В свою очередь передвижные подъёмные агрегаты на базе гусеничных или автомобильных шасси.
Остановимся на общих принципах устройства и действия подъёмных устройств для КРС и ПРС. Основные узлы и параметры подъёмных устройств и принципы их действия при СПО в КРС и ПРС.
В последние годы промышленность выпускает самоходные агрегаты на гусеничном и пневматическом ходу в связи с освоением месторождений в Западной Сибири и севере Урала.
Агрегаты применяемые при ремонте скважин делятся по назначению и по конструкции шасси.
Агрегаты с грузоподъемностью до 40 тонн используются в ПРС; Агрегаты с грузоподъемностью более 40 тонн используются в КРС;
Гусеничное шасси: Бакинец-ЗМ, Азинмаш-43, УПТ-32, УПТ-50, А-50, Колесное автомобильное шасси: Азинмаш-37, А-50, АКРО-80; А-50М.
Схематическое устройство и принцип действия агрегатов для СПО:
Существуют подъемники для бурения и ремонта скважин с применением гибких труб (колтюбинговая технология).
Ø каната на лебедке от 19,5 до 25мм
Индикатор веса устанавливают на мертвом конце троса.
Уклон подъемника, в установленном состоянии, не более 3-5
Вторая секция мачты поднимается с помощью лебедки
Азинмаш-43
Подъёмник 1БА-15
Подъемник 1Б А-15 применяется для установки мачты в вертикальное положение. Этот подъемник служит для бурения артезианских
скважин.
Для того, чтобы талевый блок не бился о верхний конец мачты применяют специальное предохранительное устройство - противозатаскиватель.
Принцип действия: при подъеме талевого блока на "опасную высоту" противозатаскиватель включает тормоза двигателя лебедки.
В подъемниках до 40 тонн толщинаканата19-22,5мм
В подъемниках более 40 тонн толщина каната 25мм
Рисунок поперечного среза каната:
Сердечник (из волокна для впитывания масла)
Пряди каната
Зависимость скорости подъема труб от их массы:
№ Передачи | I | II | III | IV |
Масса (тонны) | <5 |
Чем больше вес труб, тем меньше скорость подъема труб
Схема оснастки лебедки:
АПР (аппарат подземного ремонта скважин)
Гидро-ротор - используется для вращения колонны труб.
2. Характеристика подъёмников для КРС и ПРС.
Описание подъёмных агрегатов для КРС.
При подземном ремонте глубоких скважин применяют эксплуатационные
вышки и мачты, стационарные или передвижные, предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине.
Стационарные вышки и мачты используются крайне нерационально, т.к. ремонтные работы на каждой скважине проводятся всего лишь несколько дней в году, всё остальное время эти сооружения находятся в бездействии. Поэтому целесообразно использовать при подземном ремонте подъемники, несущие собственные мачты. Транспортной базой их служат тракторы и автомобили.
Подъемники и подъемные агрегаты
Подъемник - механическая лебедка, монтируемая на тракторе, автомашине или отдельной раме. В первом случае привод лебедки осуществляется от тягового двигателя трактора, автомашин, в остальных от самостоятельного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя.
Агрегат - в отличие от подъемника оснащен вышкой и механизмом для ее подъема и опускания.
Широко применяются тракторные подъемники «АзИНмаш-43П», АПТ-8, агрегаты «АзИНмаш-43А, «Бакинец-ЗМ», А50У, УПТ, «АзИНмаш-37» и др.
К подъемным установкам типа УПТ относятся: УПТ-32, УПТ 1-50, УПТ1-50Б, предназначенные для спуско-подъемных операций в процессе текущего и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин.
Таблица 2
Техническая характеристика подъемных установок типа УПТ
Показатели | УПТ-32 | УПТ1-50 | УПТ1-50Б |
Монтажная база тоактора, тип | Т-130МГ | Т-130МГ | Т-130МБГ |
Глубина обслуживания, м | |||
Максимальная длина поднимаемой трубы, м | 12,5 | 12,5 | 12,5 |
Мощность привода, кВт | - |
Установки самоходные, смонтированные на гусеничных тракторах. Состоят из следующих основных узлов: однобарабанной лебедки, установленной на специальном основании под оборудование, вышки с талевой системой, задней и передней опор вышки, кабины водителя.
Установки укомплектованы механизмами для свинчивания-развинчивания труб; оснащены устройством противозатаскивания
крюкоблока и взрывобезопасной системой освещения рабочей площадки на устье скважины и пути движения крюкоблока.
В отличие от УПТ-32, установки УПТ 1-50-и УПТ-50В снабжены узлом привода ротора, а также укомплектованы гидрораскрепителем.
Привод лебёдки и других механизмов УПТ-32 - от двигателя трактора; подъем вышки и механизма для свинчивания-развинчивания труб - гидравлический; включение фрикционных муфт - пневматическое.
Привод исполнительных узлов и механизмов УПТ1-50 (рис. 2) и УПТ1-50Б -от двигателя трактора; лебедки и ротора - через трансмиссию; подъем вышки, привод гидрораскрепителя и механизм для свинчивания-развинчивания труб гидравлические; включение фрикционных муфт - пневматическое.
Рис. 2. Подъемная установка УПТ1-50:
1 - коробка передач; 2 - однобарабанная лебедка; 3 - компрессор воздуха; 4 передняя опора вышки; 5 - фара; 6 - вышка с талевой системой; 7 -управление; 8 - кабина машиниста; 9 - гидродомкрат: 10 - задняя опора
вышки
Подъемные установки типа АзИНмаш-37 (рис. 3) предназначены для спуско-подъемных операций с укладкой труб и штанг на мостки при текущем и капитальном ремонте нефтяных и газовых скважин, не оборудованных вышечными сооружениями.
Подъемные установки этого типа подразделяются - на АзИНмаш-37А,
АзИНмаш-37А1, АзИНмаш-37Б, смонтированные на базе автомобилей повышенной проходимости КрАЗ-255Б и КрАЗ-260.
Подъемные установки АзИНмаш-37А и АзИНмаш1-37А1 комплектуются
автоматами АПР для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб и автоматическим ключом типа КШЭ с электроприводом для свинчивания насосных штанг.
Рис. 3. Подъемная установка АзИНмаш-37:
1 - талевая система; 2 - вышка; 3 - силовая передача; 4 - передняя опора; 5 -кабина оператора; 6 - лебедка; 7 - гидроцилиндр подъема вышки; 8 - задняя
опора
Подъемные установки оснащены ограничителем подъема крюкоблока, системой звуковой и световой сигнализации установки вышки, контрольно-измерительными приборами работы двигателя и пневмосистемы, а также другими системами блокировки, обеспечивающими безопасность ведения работ при монтаже установки вблизи скважины и спуско-подъемных операциях.
Управление всеми механизмами установки при спуско-подъемных операциях осуществляется из трехместной отапливаемой кабины оператора, расположенной между лебедкой и кабиной автомобиля. Управление установкой вышки в рабочее и транспортное положения осуществляется дистанционно - с ручного выносного пульта.
Таблица 3
Техническая характеристика установок типа АзИНмаш-37
Показатели | АзИНмаш-37А | АзИНмаш-37А1 | АзИНматтт-37Б |
Монтажная база | КрАЗ-255Б | КрАЗ-260 | КрАЗ-260 |
Грузоподъемность, т | |||
Вышка: | |||
Высота от земли до оси кронблока, м | |||
Допустимая длина поднимаемой трубы, м | 12,5 | 12,5 | 12,5 |
Габариты установки (в транспортном положении), мм | 10050x2750x4300 | 10320x2750x4300 | 10470x2750x4300 |
Масса установки, кг | i |
Подъемная установка АзИНмаш-37Б в отличие от АзИНмаш-37А и
АзИНмаш-37А1 оснащена спайдером СГ-32 и манипулятором МТ-3 с гидравлическим дистанционным управлением для свинчивания и развинчивания НКТ.
Установки АзИНмаш-37А1 им АзИНмаш-37Б смонтированы на шасси
автомобиля КрАЗ-260 с относительно повышенной грузоподъемностью и мощностью двигателя и обладают высокими скоростями подъема крюка.
Лебедка с приводом от двигателя автомобиля оснащена однодисковой
фрикционной муфтой.
Агрегаты подъёмные АПРС-32 (рис.4) (АПРС-32-01, .АПРС-32-02)
предназначены:
Рис. 4. Агрегат подъемный АПРС-32
- для производства спуско-подъемных операций при ремонте скважин, не
оборудованных вышечными сооружениями;
- для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб и
глубинно-насосных штанг;
- для производства тартальных работ;
- для чистки песчаных пробок желонкой;
- для возбуждения скважин поршневанием (свабирозанием)
Техническая характеристика АПРС-32 АПРС-32-01
АПРС-32-02
Монтажная база шасси КрАЗ-255 шасси КрАЗ-260
УраЛ-4320
Грузоподъемность на крюке, т 32
Высота подъема крюка, м 14
Работоспособность агрегата обеспечивается в районах с умеренным
и холодным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс40°С.
Агрегат подъемный для ремонта скважин АПРС-40 (рис. 5) предназначен для производства спуско-подъемных операций при ремонте скважин, необорудованных вышечными сооружениями, для производства тартальных работ, для чистки песчаных пробок желонкой и для возбуждения скважин поршневанием (свабированием). Кроме того, с его помощью промывочным агрегатом и ротором с индивидуальным приводом можно проводить промывку скважин и разбурибание песчаных пробок.
Рис. 5. Агрегат подъемный для ремонта скважин АПРС-40
Агрегат является самоходной нефтепромысловой машиной,
смонтированной на шасси трехосного автомобиля высокой проходимости УРАЛ-4320 или КрАЗ-260, и состоит из однобарабанной лебедки и двухсекционной телескопической вышки с талевой системой.
Вышка агрегата имеет повышенную прочность, изготовляется из
низколегированной морозостойкой стали
Кабина машиниста имеет улучшенную теплоизоляцию.
Основные технические данные
Монтажная база шасси автомобиля Урал-4320 или
КрАЗ-260
Максимальная грузоподъемность
на крюке, т 40
Высота подъема крюка, м 14
Лебедка однобарабанная с приводом от коробки
передач шасси
Вышка телескопическая двухсекционная с
открытой передней гранью
Агрегат для освоения и ремонта скважин А-50М (рис. 6) предназначен для:
- разбуривания цементной пробки в трубах диаметром 5-6 дюймов и связанных с этим процессом операций (спуска и подъема бурильных труб, промывки скважин и т.д.);
- спуска и подъема насосно-компрессорных труб;
- установки эксплуатационного оборудования на устье скважин;
- проведения ремонтных работ и работ по ликвидации аварии;
- проведения буровых работ.
Рис. 6. Агрегат А-50М:
1 - передняя опора: 2 - средняя опора; 3 - электролебедка; 4 - компрессорная установка; 5 - гидросистема; 6 - лебедка; 7 - домкрат; 8 - индикатор веса; 9 -талевый канат: 10 - талевый блок; 11 - подвеска ключей; 12 - подвеска бурового рукава: 13 - вертлюг; 14 - мачта; 75 - домкратная штанга; 16 - пневмоуправление; 17 - гидроротор: 18 - домкрат; 19 - зубчатая муфта; 20 –
редуктор; 21 - карданный вал; 22 - рама: 23 - коробка отбора мощности; 24 - силовые оттяжки; 25 -манифольд: 26 - промывочный насос; 27, 28 - карданные валы; 29 - силовая передача; 30 - цепная передача; 31 - гидрораскрепитель; 32 - кожух; 33 -промежуточный вал; 34 - электрооборудование; 35 - площадка оператора; 36 - узел управления и освещения шасси
Техническая характеристика агрегата А-50М
Допустимая нагрузка, кН 600
Мощность привода, кВт 132,4
Максимальное тяговое усилие
на набегающем конце каната, кН 112
Компрессор
Тип М115-2В5
Производительность, м /мин 0,6
Давление нагнетания, МПа до 10
Промывочный насос
Тип НБ-125
(9МГр-73)
Максимальное давление
(при подаче 6,1 л/с), МПа 16
Максимальная подача
(при давлении 6 МПа), л/с 9,95
Монтажная база - прицеп 710Б или СМ-38326
Масса насоса с прицепом, кг 41444
Габариты установки в транспортном
положении, мм
14000x2900x4300
Масса установки без насосного прицепа, кг 24000