Автономными называются РН средства, которые полностью решают задачи навигации е помощью бортовых средств управляемого объекта.

Под РНУ понимают РН средство, которое основано на определенном принципе действия и предназначено для самостоятельного выполнения измерений радионавигационных параметров. Примерами РНУ являются радиовысотомеры, доплеровские измерители скорости и др.

В состав комплексных систем навигации одновременно входят средства, основанные на различных (обычно радиотехническом и нерадиотехническом) принципах действия.

По степени автономности средства РН подразделяются на автономные и неавтономные.

Неавтономные РНС решают задачу навигации при совместном использовании бортовых и внебортовых средств. Упрощенная схема неавтономной РНС включает в себя (рис. 2) радиопередающее устройство (РПУ), передающую А1 и приемную А2 антенны, радиоприемное устройство (РПрУ). РПрУ и А2 устанавливаются в потребителе, а РПУ и А1 — в точке с с известными координатами - радионавигационной точке (РНТ). Таких точек обычно несколько. Ими могут быть наземные радиомаяки, звездам, навигационные спутники и др. Размеры РНТ пренебрежительно малы по сравнению с измеряемым расстоянием.

Под РНС понимают совокупность пространственно разнесенных РТ средств которые основаны на определенном принципе действия и обеспечивают измерение навигационных параметров при совместной работе. Примерами РНС являются дальномерные, разностно-дальномерные. И другие системы.

Рис.2

В неавтономных РНС, как и в радиолокации, используется активный ответ (рис.Г.2). На объекте (в РНС) устанавливается ответчик, а в РПУ (на объекте) запросчик, т.е.. в системе — имеются две радиолинии — запроса и ответа. В подобных системах наряду с извлечеием информации может осуществляться и ее передача. Поэтому такие системы относят к Классу комбинированных информационных радиосистем.

Рис.3

По назначению (виду решаемой навигационной задачи) различают радиотехнические системы дальней (с дальностью действия до нескольких тысяч километров) и ближней (с дальностью действия до 400— 700 км) навигации, спутниковые системы навигации, а также системы сближения, стыковки, посадки, предупреждения столкновений и обеспечения безопасности движения. многообразие систем обусловлено тем, что в одной системе, за исключением спутниковой, трудно обеспечить одновременно большую дальность действия и высокоточные измерения.