Простота.
К началу XIX века в России насчитывалось более 1700 ярмарок с миллионными оборотами, самая известная – Нижегородская ярмарка, которую посещало 135 тысяч человек в день.
Лекция № 3_ Реклама в России и Советском Союзе
Развитие рекламного дела в России относят к X-XI вв. Операторы рынка - купцы и зазывалы, которые, находясь возле лавок, громко извещали о достоинствах товара и его владельца. Создатели и виртуозные исполнители устной потешной рекламы – коробейники.
Российские ярмарки долгое время были единственной формой межрегионального сообщения и социальной коммуникации.
Конкуренция среди торговцев на ярмарках была очень ощутимой, так как продажи строились по рядам (сапожный, калашный ряд, охотный ряд). В связи с этим торговцам приходилась всеми силами привлекать внимание к собственному товару, и дело не обходилось односложными выкриками типа «Калачи! Калачи!», потому что в ярмарочном шуме подобные «крики» просто не были слышны. Чаще всего торговцы прибегали к выкрикам в стихотворной форме. Например:
«Оладьи, оладушки,
Для деда, для бабушки.
Для малых ребяток,
На гривну десяток.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло да гнило,
Лишь бы сердцу вашему было мило!»
Выкрики рекламного характера можно было услышать не только от продавцов, но и от ярмарочных зазывал, которые завлекали публику посетить развлекательные аттракционы – балаганы. Помимо устных приманок, балаганные деды использовали приемы так называемой театрализованной рекламы: они разыгрывали небольшое представление или пантомиму с целью привлечь народ. Чтобы стать зазывалой требовались определенные навыки: умение рассказать анекдот, развеселить публику, причем не только простолюдинов, но представителей разных сословий.
Характерные черты устной российской рекламы:
юмористический характер;
рифма;
ритм (рекламные выкрики превращались в речитатив);
Определенный вклад в ранний период формирования средств рекламной деятельности внесли народные картинки — лубки. Первое упоминание о них относится к началу XVII в., когда в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал эту склонность своим детям. Постепенно «потешные» листы обогащались надписями, которые становились все более развернутыми и обстоятельными. Лубки в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях. Значительное место в лубочной продукции занимала рекламная информация. Некоторые «потешные» листы рекламировали иноземную модную продукцию. Так, например, на листе № 421 из собрания лубков Д. А. Ровинского, озаглавленном «Французский магазин помады и духов», изображен стол, на котором стоит множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?». И слышит в ответ: «О, месье! Самое свежее!».