Историческая справка

Файлы, папки и каталоги. Файловая система

Классификация программного обеспечения ПК.

Программные средства реализации информационных процессов

Системное программное обеспечение:

· Операционные системы

· Основные утилиты Windows/

Коротко рассмотрим основные этапы развития ПО:

1. Программирование для ЭВМ 1-го поколения велось в кодах машины и пользователь при решении своей задачи получал в свое распоряжение все ресурсы, работая с ними напрямую.

2. Первые операционные системы (OS), появившиеся в конце 40-х годов и представляющие собой наборы простых программ ввода/вывода суммарным объемом в несколько сотен команд, не изменили сути дела, т.к. пользователи либо знали их наизусть, либо для своих целей создавали собственные сервисные ПС. Пользователи составляли узкий достаточно замкнутый круг специалистов и были хорошо знакомы с архитектурой ЭВМ, системой ее команд и режимами ее функционирования; программирование и отладка программ велись в кодах ЭВМ, как правило, непосредственно за ее пультом, отображающим состояние всех основных компонент (регистров, ОП, и др.); решаемые задачи в массе своей были сугубо научными и носили вычислительный характер.

3. В середине 50-х годов большинство ЭВМ 2-го поколения работало под управлением OS,обеспечивающих пакетный режим обработки: система собирала программы, подготовленные разными пользователями, и быстро выполняла их одну за другой, сокращая накладные издержки оператора и лучше планируя вычислительные ресурсы машины. Таким образом, OS уже в значительной мере осуществляли интерфейс между логическим уровнем пользователя и физическим уровнем аппаратуры. OS этого периода назывались супервизорами или мониторами, дополнительно к своей основной функции загрузки программ, распределяя оперативную память, обслуживая процессор и управляя вводом/выводом. Многие из OS данного периода включали библиотеки стандартных и часто используемых процедур и программ, а также трансляторы с первого языка программирования высокого уровня(ЯВУ) Fortran, разработанного и внедренного в фирме IBM в 1956 г.
На данном этапе развития ПО пользователь отделяется от непосредственного интерфейса с ЭВМ посредством ЯВУ с их трансляторами, 0S с пакетным режимом обслуживания и операторским обслуживанием. Прежде всего, появление более развитого системного ПО (СПО) позволило автоматизировать многие функции по обеспечению работы пользователя с ВС, существенно снизив требования к его квалификации в области знания архитектурной организации аппаратной части ВС. Важным следствием этого явилась возможность существенного расширения круга пользователей ЭВМ за счет упрощения интерфейса с ними, освободив от целого ряда специальных знаний по ЭВМ и снабдив его рядом важных ПС (библиотеки стандартных программ,ЯВУ с трансляторами и др.),позволивших снизить требования к специальным знаниям по ВТ, сложность архитектуры и организации которой существенно возросла к этому времени.

4. В начале 60-х годов появились первые OS с разделением времени, которые позволили ЦП переключать обслуживание с одной задачи на другую, создавая иллюзию одновременной работы с ЭВМ многих пользователей. Наиболее бурное развитие OS данного периода началось с появлением ЭВМ 3-го поколения, имеющих аппаратную поддержку основных элементов функционирования OS: системы прерываний, средств защиты ОП от несанкционированного доступа, а также развитую систему ввода/ вывода,развитые средства микропрограммирования и др. При создании подобных систем возник и был успешно решен ряд важных проблем,позволивших обеспечить разделение во времени основных ресурсов ЭВМ. Решение этих проблем привело к разработке механизмов синхронизации параллельных процессов, виртуальной памяти и системы ввода/вывода, а также интерактивных командных языков. Наряду с этим, OS данного периода включали достаточно большое число различного назначения ЯВУ (Fortran, Algol, Basic, PL/1 и др.), позволяющих пользователю решать разнообразные задачи из различных областей.

5. Лишь 4-е поколение, в недрах которого появилась персональная компьютерная технология на базе ПК, позволило вновь приблизить массового пользователя к вычислительным ресурсам, но не к самой аппаратной среде. И если первые ПК, имеющие очень простые операционные среды, еще позволяли пользователю брать на себя некоторые функции по управлению основными ресурсами, то с ростом мощности ПК (превосходящими по возможностям ЭВМ общего назначения 3-го поколения) происходило усиление оболочки ПО не только за счет усложнения OS, но и в связи с появлением оболочек для самих OS. Такие оболочки и среды, например MS Windows, используя OS в качестве программного ядра, существенно повышают уровень интеллектуальности интерфейса пользователь-ЭВМ, вместе с тем еще больще отдаляя его от аппаратной компоненты. Учитывая массово-персональный характер использования ПК, такое решение является единственно верным - физически максимально приблизив вычислительные ресурсы к пользователю, максимально удалить от него внутреннюю кухню ПК (его аппаратную среду + ПО), повысив уровень логического интерфейса с ней.

Классификация программного обеспечения

Программное обеспечение (ПО) – это совокупность всех рограмм,используемых компьютерами, а также вся область деятельности по их созданию и применению.

Программное обеспечение – неотъемлемая часть компьютерной системы. Оно является логическим продолжением технических средств. Сфера применения конкретного компьютера определяется созданным для него ПО.

Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. ПО современных компьютеров включает в себя миллионы программ – от игровых до научных.

Все программы, работающие на компьютере, можно разделить на следующие три основные категории:

При построении классификации ПО нужно учитывать тот факт, что стремительное развитие вычислительной техники и расширение сферы приложения компьютеров резко ускорили процесс эволюции программного обеспечения. Если раньше можно было по пальцам перечислить основные категории ПО — операционные системы, трансляторы, пакеты прикладных программ, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. Развитие ПО пошло как вглубь (появились новые подходы к построению операционных систем, языков программирования и т.д.), так и вширь (прикладные программы перестали быть прикладными и приобрели самостоятельную ценность). Соотношение между требующимися программными продуктами и имеющимися на рынке меняется очень быстро. Даже классические программные продукты, такие, как операционные системы, непрерывно развиваются и наделяются интеллектуальными функциями, многие из которых ранее относились только к интеллектуальным возможностям человека. Кроме того, появились нетрадиционные программы, классифицировать которые по устоявшимся критериям очень трудно, а то и просто невозможно.

Таким образом, возможна лишь самая общая и приближенная классификация ПО:

  1. системное - управляет всеми ресурсами ЭВМ и осуществляет общую организацию процесса обработки информации и интерфейс ЭВМ с проблемной средой, в частности, пользователем (операционные системы, системные утилиты и т.д.)
  2. инструментальное - предназначено для создания оригинальных ПС в любой проблемной области (системы программирования, средства редактирования, отладки и тестирования и т.д.)
  3. прикладное - составляют пакеты прикладных программ (ППП), предназначенные для решения определенного круга задач из различных проблемных областей, а также менее крупные программы-утилиты, преследующие более узкие, но достаточно важные цели снижения трудоемкости и повышения эффективности работы проблемного пользователя (Текстовые и табличные процессоры, СУБД и т.д.)

 

Основной принцип действия компьютера состоит в выполнении им программ – заранее заданных, четко определенных последовательностей арифметических, логических и других операций.

Системное ПО включает в себя:

· операционные системы – ОС (MS-DOS, UNIX, Novell NetWare, MS Windows 95/98/NT/ME/2000/XP, Linux и др.) – главные программы ПК, которые обеспечивают распределение его вычислительных ресурсов между другими программами, а также предоставляют им доступ к компонентам и периферийным устройствам ПК;

· Операционные или системные оболочки (Norton Commander, Volkov Commander, DOS Navigator, Disk Commander, FAR, Windows Commander и др.) – вспомогательные программы, которые облегчают работу с файловой системой ОС, если пользователя по какой-либо причине не устраивают аналогичные стандартные возможности, встроенные в ОС;

· драйверы – вспомогательные программы, которые обеспечивают работоспособность внутренних компонентов ПК и периферийных устройств;

· справочно-информационные и тестирующие программы (Norton Utilities, First Aid, Nuts & Bolts, Nokia Monitor Test, Sandra 2000 и др.) – вспомогательные программы, которые анализируют состав компонентов и периферийных устройств ПК, а также проверяют их работоспособность;

· антивирусные пакеты (различные версии DrWeb, AVP, Norton AntiVirus, McAfee VirusScan и др.) – вспомогательные программы, которые выполняют "санитарные" и "лечебные" функции в отношении ПО компьютера;

· программы-оптимизаторы (Norton Utilities, WinBoost, RAM Idle, Tweak UI, Registry Cleaner и др.) – вспомогательные программы, которые нередко ускоряют работу компонентов ПК, а также поддерживают системный регистр и файловую систему ОС в наилучшем состоянии;

· программы-архиваторы (Arj, PkZip, Rar, WinZIP, WinRAR и др.) – вспомогательные программы, которые компрессируют информацию, хранящуюся на жестких магнитных дисках ПК, в целях уменьшения занимаемой памяти, а также для облегчения процедуры переноса этой информации на другие ПК с использованием сменных носителей.

· Утилиты, предназначенные для обслуживания дисков (