Вопрос № 2. Общение и предметно-манипулятивная деятельность ребенка.

? Общениев раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) становится формой организации предметной деятельности.Общение, свя­занное с предметными действиями, не может быть только эмо­циональным, оно должно стать опосредованным словом, имею­щим предметную отнесенность.

? Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действ в раннем возрасте по двум основным направлениям:

Øво-первых, от совместного со взрослым действия до самостоятельного исполнения и,

Øво-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия (схема).

 

От совместного со взрослым до самостоятельного исполнения Ориентация ребенка в условиях предметной деятельности

? Развитие предметного действия от совместного со взрослым к самостоятельному выполнению также проходит ряд этапов:

Øсо­вместные действия — попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его примене­ния

Ø частично-совместные действия ребенка и взрослого — овладение специфическим способом употребления орудия — по­каз.

& Например, вспомните, как ребенка приучают к самостоя­тельному приему пищи: ребенку дают ложку и помогают овла­деть способом применения данного орудия. При этом взрослый комментирует свои действия, поддерживает (одобряет), когда действия ребенка совершаются верно.

Ø Овладев конкретной операцией, ребенок способен совершить перенос действия: с одного предмета на другой — из одной си­туации в другую, следуя словесным указаниям взрослого.

& На­пример, научившись пользоваться ложкой, ребенок способен ов­ладеть сходным прибором — вилкой.

Ø На основе этого опыта происходит возникновение игрового действия по схеме: обобщенные действия — выделение взросло­го как носителя их образцов — сравнение действий своих и взрослого — возникновение игрового действия.

& Например, ребе­нок кормит из ложки свои игрушки, животных.

? Роль взрослого возрастает в глазах ребенка. Взрослый начи­нает восприниматься ребенком как носитель образцов человеческого действия. В результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого относительно предметных дей­ствий.

? Таким же образом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, как развива­ется предметное действие, происходит и формирование речи.

& Слово в раннем возрасте выступает для ребенка орудием, ко­торое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте является ору­дием, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребе­нок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя.

? Сначала ребенок понимает слова-указания, затем начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструк­ций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понима­ние контекстной речи.

? Ребенок овладевает речью так же, как ов­ладевает и другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.).

? Все основные новообразования раннего возраста связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».