Методы грамматического анализа.
Лекция №2. Единицы грамматического строя.
1. Уровни языковой структуры.
2. Единицы языковой структуры: Фонема. Морфема. Слово. Член предложения. Словосочетание. Предложение.
3. Парадигматические и синтагматические отношения в языке.
4. Методы грамматического анализа:
а) дистрибутивный метод;
б) трансформационный метод;
в) оппозитивно-компонентный метод;
г) контекстно-ситуативный метод;
д) количественный анализ.
1. Уровни языковой структуры.
Язык представляет собой структуру, состоящую из уровней, причем единицы низших уровней являются строительным материалом для единиц высших уровней.
В целом языковые уровни можно представить следующим образом:
Основные и промежуточные единицы:
Текст (дискурс)
Сверхфразовое единство
Предложение
Словосочетание
Член предложения
Слово
Служебное слово
Морфема
Фонема
В этом перечне отсутствует еще одна единица, занимающая специфическое положение в языковой структуре – интонема – единица интонации, обладающая определенным содержанием обобщенного характера.
2. Единицы языковой структуры: Фонема. Морфема. Слово. Член предложения. Словосочетание. Предложение.
Фонема. Первичной единицей языковой структуры является фонема, которая не имеет собственного содержания, но обладает смыслоразличительной функцией. Например, watch – wash выделенные фонемы не выражают сами по себе никакого значения, но различают пары слов. Фонемы не являются непосредственным объектом изучения грамматики.
Морфема. Фонемы объединяются в морфемы – элементарные значимые единицы языка, которые являются наименьшими единицами, изучаемыми в грамматике. Самая короткая морфема включает в себя одну фонему: ros-y [i] come-s [z]. The space/ship launch/ed with/out boost/er.
По содержанию различают три типа морфем: лексические (корневые морфемы space/ship, launch-, boost-), выражающие основное значение слова; словообразовательные (-un, -able, -ly), служащие для образования новых слов; словоизменительные (-ed), грамматические (граммемы), которые присоединяются к лексическим морфемам при их включении в предложение, но не изменяют при этом их значения.
Грамматическая морфема представляет собой знаковую единицу и характеризуется единством значения и формы. Значением морфемы является общее понятие о выражаемом отношении или свойстве объекта, что же касается формы, то морфема выступает как совокупность вариантов – алломорфов, которые используются в дополнительной дистрибуции: в той позиции, где используется определенный вариант морфемы, не употребляется другой. Например, образование множ. числа: там, где употребляется алломорф –en не употребляются другие алломорфы множественного числа /–s/, /–z/, /–iz/ (oxen, children).
Слово. Морфемы объединяются в слова, которые могут включать в себя ряд словообразовательных и грамматических морфем. Значение слова имеет два аспекта: общее представление (понятие) о называемом объекте действительности и категориальная принадлежность этого понятия. Первый аспект формирует общую семантику слова, второй – его принадлежность к определенной части речи. Слова hard, hardly, hardness выражают общее значение «трудность», но в первом оно представлено как признак субстанции, во втором как признак действия, в третьем как субстанция, в связи с чем образуются слова разных частей речи. Принадлежность к определенной части речи является составной частью значения слова: оно имеет первостепенное для грамматики значение, так как представляет возможность для его изменения и сочетания. Слово в определенной грамматической форме образует словоформу, т.е. слово – это совокупность словоформ.
С грамматической точки зрения имеет большое значение деление слов на две группы: самостоятельные и служебные. Служебные слова занимают промежуточное положение между знаменательными словами и морфемами (о служебных словах - далее).
Член предложения. Включаясь в предложение, слово вступает в отношения с другими словами и предстает как особая единица речи – член предложения. В форме члена предложения: 1) слово получает возможность выполнять определенную синтаксическую функцию; 2) выражаются некоторые грамматические значения, которые не находят морфологического проявления в изменении слова (детерминация существительного, некоторые видовые значения глагола и т.д.) Член предложения имеет определенные признаки – форму, которую называют синтаксической формой слова. Синтаксическая форма слова (член предложения) шире его морфологической формы.
Словосочетание. Словосочетание состоит из слов и занимает промежуточный уровень между словом и предложением, являясь, как и слово, предметом изучения лексикологии и грамматики. В грамматическом аспекте изучаются структурные особенности построения словосочетания: формы связи между компонентами (например, согласование), порядок компонентов, взаимосвязь между ними (сочинение и подчинение, главный и зависимый член). Словосочетание, рассматриваемое со стороны формальной организации, называется синтагмой или синтаксической группой.
Слово, морфема, словосочетание представляют собой докоммуникативные единицы: они являются строительным материалом для предложений, но сами, как правило, предложения не составляют.
Предложение. Предложение состоит из слов и словосочетаний (синтаксических групп) и является важнейшей единицей языка – единицей общения. Предложение многоаспектно: в нем различают прежде всего три уровня: синтаксический, логико-коммуникативный, семантический. Анализ на синтаксическом уровне показывает формально-грамматическую организацию предложения. Здесь выделяют члены предложения. Логико-коммуникативный аспект, иначе называемый актуальным членением предложения, отражает предложение как носитель информации. Здесь выделяются тема (известная часть предложения) и рема (то новое, что сообщается в предложении). В семантическом аспекте предложение рассматривается как обозначение отрезка действительности. Здесь выделяются такие значения как действователь, действие, носитель признака, признак, объект, орудие, место действия и т.д. Кроме того, в предложении можно выделить два аспекта: оценочно-эмоциональный (unfortunately) и коммуникативно-дискурсивный, отражающий внешнюю организацию и логическое развитие речевого акта (however, therefore, on the other hand).
Предложение, рассматриваемое во взаимосвязи всех уровней его организации, лексического наполнения, интонации, в его отношении к описываемой им действительности, составляет единицу речи – высказывание.
Сочетание предложений, объединяемое смысловой общностью и наличием определенных грамматических и лексических средств связи, образует сверхфразовое единство.
Совокупность предложений или сверхфразовых единств составляет текст или дискурс – результат семантически и коммуникативно законченной речевой деятельности.
3. Парадигматические и синтагматические отношения в языке.
Языковые элементы объединяются между собой двумя типами отношений : парадигматическими и синтагматическими. Их необходимо учитывать при определении значения формы и ее положения в системе языка.
Синтагматические отношения суть отношения смежности, они связывают элементы, составляющие единицу высшего уровня. Эти элементы могут соединяться, но не могут замещать друг друга, так как принадлежат к разным классам. Например, во фразах Peter drives и Nick plays существительные и глаголы находятся в синтагматических отношениях. Выбор языковой формы определяется в синтагматическом плане ее комбинаторными возможностями, способностями сочетаться с другой формой. Например, можно сказать Peter drives, но нельзя Peter drive, ибо данная форма глагола не соединяется с существительным.
Парадигматические отношения суть отношения подобия. Они объединяют элементы, которые не могут сочетаться один с другим, но могут заменить друг друга. Например, drives и plays в приведенном примере, могут взаимозаменяться (Nick drives и Peter plays), но они не могут соединяться (drives plays – бессмысленно). Эти две формы входят в один парадигматический класс (в данном случае глаголов-сказуемых). Парадигматические отношения более «семантичны», содержательны, чем синтагматические, в которых реализуется иногда лишь сочетательные способности языковых элементов.
В речи, желая что-либо сказать, мы производим отбор соответствующего элемента в зависимости от его значения среди других элементов данного класса (парадигматический аспект) и в зависимости от его сочетаемости в речи с другими отбираемыми элементами (синтагматический аспект).
4. Методы грамматического анализа.
Методы грамматического анализа основываются на парадигматических и синтагматических отношениях языковых элементов и делятся на качественные и количественные. В грамматических исследованиях используются следующие основные методы качественного анализа: а) дистрибутивный метод; б) трансформационный метод; в) оппозитивно-компонентный метод; г) контекстно-ситуативный метод.
В основе грамматического исследования, каковы бы ни были конкретные приемы, лежит семиотический принцип соотнесенности формы и содержания. Все сложности грамматического анализа проистекают из асимметрии плана выражения и плана содержания.
Дистрибутивный метод.
Основывается на синтагматических отношениях между языковыми элементами. Он позволяет членить речевую цепь и вообще единицы высшего уровня на единицы низшего уровня и группировать эти единицы в классы, обеспечивая делимитацию языковых единиц (их вычленение, определение их границ) и идентификацию единиц (их классификацию).
Всякий элемент в слове или высказывании характеризуется определенным окружением. Совокупность типичных окружений составляет дистрибуцию этого элемента. Например, английское прилагательное встречается в окружениях: det + A+N (a fine day) или det+N+A (the first steamer available) или It’s+A (it’s difficult) или det+N+is+A (the river is long). Всякое слово, имеющее такую же дистрибуцию (распределение), должно быть отнесено к классу прилагательных.
Дистрибутивный метод используется и для идентификации частей речи. French lesson begins at nine (Урок французского начинается в 9) (позиция перед существительным – позиция прилагательного). The French like watching TV (Французы любят смотреть телевизор) (позиция после артикля – позиция существительного).
Трансформационный метод.
Отличается от дистрибутивного следующими чертами: а) акцентирует парадигматические отношения в языке; б) носит динамический характер, то есть показывает связь между формами, образование одной формы от другой (деривацию); в) позволяет дифференцировать семантические сходства и различия там, где дистрибутивный метод оказывается недостаточным. Например, синтагма Jack’s invitation имеет два значения, которые могут быть уточнены путем превращения ее в глагольную синтагму: smb has invited Jack или Jack has invited smb. Трансформации показывают связь различных конструкций и форм между собой. Они позволяют выявить способы создания синонимических средств выражения. (The president has arrived и The president’s arrival).
Трансформационный метод используется как в морфологии, так и в синтаксисе. К трансформациям относятся изменения морфологической категории слова (например, образование личной формы от инфинитива), перевод слова из одной части речи в другую, изменения синтаксической функции слова или структуры предложения (например, перевод актива в пассив).
Оппозитивно-компонентный метод.
Значение грамматической формы, как и всякого языкового элемента, проявляется в оппозиции какой-либо другой форме. Противопоставление грамматических форм вне контекста дает представление об их основных парадигматических значениях. Например, о формах He plays и He played всякий человек говорящий по-английски, скажет, что первая форма, обозначает действие, относящееся к моменту речи, а второе - к прошлому. Это и будут первичные парадигматические значения этих форм. Однако противопоставив форму He plays форме I play флексия –s выражает 3 л. ед.ч. Каждая грамматическая форма включает в себя столько сем, в скольких оппозициях она себя проявляет.
Контекстно-ситуативный метод.
При актуализации грамматической формы в речи реализуется одно из ее значений, если форма многозначна; кроме того в контексте она может приобретать дополнительные оттенки значения, так как актуализируются потенциальные семы, отражающие возможные признаки обозначаемого явления. Например, Present Continuous наряду с выражением длительного действия, совершающегося в момент речи, выражает также будущее время (He is taking his examination on Friday), а в сочетании с неодушевленным существительным в роли подлежащего глагол to go выражает большую вероятность или неизбежность совершения действия The sea air is going to do you good (Морской воздух принесет вам пользу).
Количественные методы.
Они особенно существенны при изучении функционирования грамматических форм. С их помощью определяется частотность форм, которая может отражать значимость данной категории в системе языка. Количественный анализ имеет значение для изучения грамматической нормы, а также для анализа структуры текста.