Отношение к критике
Отношение к себе
Отношение к коллективу
Отношение к своим возможностям
Отношение к деятельности
Отношение к людям
Эти дети и взрослые очень внимательные и чуткие по отношению к окружающим людям. Они никогда никого не беспокоят и не обременяют своим присутствием. Чаще всего ведут замкнутый образ жизни, уважительно относясь к интересам других людей и никогда не раскрывая своего внутреннего мира другим людям.
С раннего возраста эти дети ответственно относятся вначале к учебной деятельности, затем к общественным поручениям, а в последующем и к производственным обязанностям. Всегда стараются доводить дело до конца, стойко преодолевая любые препятствия на своем пути. Любую работу выполняют спокойно, не торопясь, без суеты
При всей высокой работоспособности этих детей и при том, что они умеют очень многое делать — тем не менее они занижают оценку своих способностей. Это связано, прежде всего, с их скромностью, нежеланием обращать на себя внимание других людей. Всегда считают, что то, чего они добиваются, — это есть успех не только их личный.
Занижение своих возможностей в школьный период жизни приводит к тому, что на уроках они отвечают тихо, безэмоционально, неуверенно, за что очень часто им снижается оценка. Принижение своего достоинства отрицательно сказывается в период юношества, что препятствует знакомству молодых людей, установлению дружеских отношений или даже препятствует успешному вступлению в брак.
Дети этого типа в период обучения в начальной школе не стремятся устанавливать никаких отношений со своим коллективом. Как правило, ни с кем из класса не дружат и стремятся уйти из школы при первой же возможности, так как очень сильно устают от большого скопления хаотично мельтешащих сверстников.
В средних классах дети этого типа задумываются, почему с ними не дружат их товарищи по классу, почему их никто не замечает. Это их сильно огорчает, и они начинают искать причину прежде всего в себе. Решение этой проблемы может идти двумя путями: либо они начинают заниматься самовоспитанием, работая над развитием способности к общению, либо комплексуют и еще глубже уходят в себя.
Для этого типа детей и взрослых характерно неумение не только постоять за других, но и за себя. В любых конфликтных ситуациях они всегда отступают. Никогда не стремятся показать своего превосходства над другими.
Дети этого типа и взрослые сильно переживают критические замечания в свой адрес. Стараются исправить допущенную ошибку, но если это коснется их личности, то надолго замыкаются и осмысливают, как им изменить себя.