Рекламная эпоха средневековья

Эпоха средневековья хронологически исчисляется с 476 года, когда Рим был завоеван варварами, что положило начало разрушения Великой империи. Завершает эпоху средневековья Возрождение (15-16 века). Период раннего средневековья (5-10 века) практически не донес до нас рекламных текстов. Весь строй экономической жизни, основанный на натуральном хозяйстве, не предполагал активного развития этого типа деятельности. Приемы рекламного воздействия — в деятельности миссионеров, обращавших в христианскую веру население европейских окраин и в религиозных процессиях.

Рост средневековых городов в 10-11 веках порождал различные формы массовой коммуникации и информации, в том числе рекламу. Ремесло публичного информирования востребовалось различными слоями средневекового общества: духовенством, рыцарством, бюргерством. Глашатаи обслуживали различные купеческие гильдии. Кроме того, были королевские и рыцарские глашатаи-герольды и городские глашатаи, оповещавшие о текущих административных распоряжениях.

Первый образец современного рекламного каталога или справочника представляет собой сборник «107 криков, которые кричат ежедневно в Париже», составленный Гильомом де Вильнев (13 век). «Крики Лондона» издали лишь в 1608г. В аналогичном сборнике «Крики Рима» есть не только таблица классификации 192 типов разносчиков и посыльных, но даже приведены их изображения (разные по одежде, экипировке и выражении лица). Вот как звучал «крик» английского корчмаря XIV ст. : «Белое вино из Эльзаса и красное вино из Гаскони, Рейна и Рошели, чтобы переварить печень».

Родом из средневековья и такое известное сегодня явление изобразительного искусства как геральдика, в частности, торговая и цеховая (изображения на стенах городских строений и вывесках скромных бюргерских заведений). У бюргеров гербы обозначали качество и имя фирмы. В средневековье используется маркировка продукции каменщиков, оружейников, гончаров, кожевников, изготовителей бумаги. Прообразы современных логотипов торговых марок (примеры лого, где изображен герб: Ягуар, порш, феррари ).

Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием которого явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневного и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.

Первое напечатанное рекламное объявление датировано 1472 г. Текст был вывешен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал прихожан о продаже молитвенника.

Буйство информационного потока вынуждало все жестче его регламентировать. Правительства различных государств стремились упорядочить как места расклейки и распространения летучих листков, так и их содержание. Ордонанс французского короля от 10 сентября 1563 г. гласил: «Запрещается распространять позорящие пасквили, расклеивать афиши и выставлять на показ какие-либо другие произведения под угрозой повешения». Английский указ специально оговаривает условия помещения зрелищных объявлений: «Комедианты должны повесить афиши около почты за несколько дней до представления с предупреждением народа о театральном действии».

Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Ренодо, открывшего в 1629 г. в Париже справочную контору, печатавшую рекламные объявления во «Французской газете». Первым рекламным объявлением, опубликованным в этой газете, считается объявление о награде за указание местонахождения 12-ти украденных лошадей. Объектами рекламных текстов в первую очередь становились книги, лечебные воды, информация о приходящих и уходящих кораблях. Немного позже газеты стали заполняться объявлениями торгового характера, в основном касающимися продажи чая, кофе, шоколада и других продуктов питания.

После изобретения книгопечатания на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные тексты (обращения), но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их распространения, например, выставление на всеобщее обозрение в расщепленном конце палки (прообраз современных транспарантов). В рабочих кварталах Парижа в XVIII веке была очень популярна листовка, рекомендующая недорогие винные кабачки в пригороде, где не взималась муниципальная пошлина.

В Англии издателем, оставившим след в истории, был Джон Хоутон. Он первым стал публиковать личные объявления в своем издании. Любопытно, что начиная с XVII века привычка устраивать личную жизнь через газеты прочно утвердилась. Пример был быстро подхвачен и в других европейских странах:

«Молодая, красивая особа, слишком поспешно доверившаяся обещаниям во всех других отношениях порядочного молодого человека и находящаяся в положении, заслуживающим всяческого снисхождения, желает как можно скорее выйти замуж, но в другом городе за мужчину, которому приданое в 22 тысячи гульденов было бы достаточным возмещением за то, что он даст свое имя ребенку, обязанному своим происхождением наивной, но честной доверчивости».