Теория спроса и предложения

Основные направления деятельности МФИ в период с 1964 по 1984 года;

4. МФИ в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.).

1. Институт был образован в 1946 году в ходе слияния двух ВУЗов: Московский финансово – экономический институт и Московский кредитно – экономический институт. Первый набор студентов составил 2 000 человек. Исполняющим обязанности ректора института был Будков Д.А. В военные годы он руководил слившимися институтами. В 1947 году директором МФИ стал Н.Н. Равинский, происходивший из дворянской семьи, родился в городе Смоленске. До революции закончил экономическое отделение СпбГПУ, принимал участие в Мировой и Гражданской войне. В годы НЭПа являлся директором Смоленского университета. В 1929 был приглашен в совнарком в качестве консультанта по финансовым вопросам. Интересовали проблемы государственного бюджета СССР. Во время воны занимался планированием гос. бюджета. Среди преподавателей, работавших в эти годы, можно отметить: З.В. Атлас – специалист в сфере денежного обращения и кредита, Н.Н. Любимов – специалист в области международных финансовых расчетов, принимал участие в ряде международных конференций (Генуэзская конференция), П.П. Маслов – автор многих работ по статическим исследованиям, С.Г. Струмилин – известный советский экономист XX века, академик, работник Госплана. После войны особое внимание уделялось публикации учебников и учебных пособий, например в 1951 году было издано около 50 пособий, по-прежнему работа института находилась под контролем партийных органов, изучение трудов Сталина и т.д. С 1951 года стали издаваться «Научные записки МФИ». В послевоенное время проводились различные конференции, среди них можно отметить конференцию, которая прошла в 1947 году: «Финансовые вопросы, восстановление и развитие народного хозяйства после войны». Во второй половине сороковых годов – активизация научной работы студентов. На ряде кафедр были созданы научные кружки, некоторые научные студенческие работы отправлялись на внешний конкурс. В послевоенное время была расширена практика студентов на таких предприятиях, как министерство финансов СССР, Госбанк и др. В конце сороковых годов появилась новая форма научной работы – помощь промышленным предприятиям и финансовым учреждениям.

2. Годы отмечены изменениями как в жизни страны, так и в жизни института. В это время значительно повышался уровень благосостояния советских людей, были повышены зарплаты и пенсии, отменены все виды платы за обучение, обязательные займы и др. Для этого периода характера чехарда. В 1953 году институт возглавил В.В. Щербаков, известный экономист – практик. Под руководством Щербакова значительно улучшилось положение МФИ, ВУЗ ста одним из ведущих финансовых институтов в СССР: строение корпуса на Кибальчича, общежития на Галушкина и др. В это время обучение велось по очной и вечерним формам, так же были созданы подготовительные курсы. Новым явлением стала защита дипломных работ. В это время многие дипломные работ готовятся по заказу конкретных предприятий и многие работы содержат рекомендации для конкретны учреждений. В это время происходит расширение международного сотрудничества, а так же больше внимания уделяется иностранным языкам, проводятся конференции, демонстрации фильмов.

Изучение научного коммунизма, обязательного для всех студентов и т.д. Брежневские годы были временем дальнейшего развития института. Отмечается рост показателей практически по всем параметрам за 20 лет:

- возрастает количество студентов;

- возрастает успеваемость студентов;

- каждый пятый выпускник получает диплом с отличием (начало 1980-ых);

- почти 80% преподавателей имеют научные степени и звания;

- возрастает прием в аспирантуру;

- возрастает доля аспирантов, которым удается защитить свою работу в срок;

- возрастает и срок обучения в институте – с 4 лет до 5.

В 1982 году был принят новый устав, подчеркивающий то, что ВУЗ является ВУЗом первой категории, образование является бесплатным и после окончания института выпускники обязаны проработать по распределению не менее трех лет. Выпускниками тех лет стали: Орлов – председатель банка «Возрождение», Пансков – бывший министр финансов, Грязнова – президент Финансового университета и др. В это время расширяется связь образования с практикой, возрастает количество предприятий, в которых проходит студенческая практика, начинает практиковаться студенческая практика за рубежом. В ряде случаев ученые МФИ выполняли правительственные задания (анализ бюджета СССР, ООН и др.). Начиная с 1965 года стали издаваться научные записки студентов по результатам конференции. В начале 1980-ых годов 85% студентов работали в научных кружках. Происходит расширение международных связей (страны соц. лагеря). Наиболее тесными были связи со следующими ВУЗами: Высшая экономическая школа в Берлине, Высшая экономическая школа в Братиславе, Высшая школа планирования и статистики в Варшаве. Возрастало количество иностранных студентов, обучающихся в МФИ. Воспитательная работа со студентами. Комсомольскую организацию института возглавлял М.А. Эскиндаров. Студенческие отряды работали на стройках Москвы и других стройках СССР. Многие студенты МФИ принимали участие в подготовке к олимпиаде.

4. В 1985 году генеральным секретарем партии становится Горбачев, наступает последний период жизни СССР. Ускорение развития ВУЗа. В дальнейшем выдвигается лозунг демократизации, находят свое отражение в деятельности ВУЗов. Появляются процессы на усиление интеграции, образования и науки. В годы «перестройки» меняется преподавание общественных наук, прекращается преподавание такой дисциплины, как научный коммунизм, история КПСС и другие предметы. Появляются новые курсы. Такие как политология, социология, культурология и другие. В 1985 году ректором института стала А.Г.Грязнова. Под её руководством был перестроен учебный процесс и была разработана комплексная работа развития института. В 1990 году был принят новый устав, в котором нашли отражение направления демократизации. Возросло значение и роль студенческих коллективов, студенческих собраний. Стали проводиться Дни Карьеры. В 1990 году произошел переход от распределения к самостоятельному поиску работы. Возросло количество студентов, которые обучались по индивидуальному графику. Появление экзамена по специальности в конце обучения. В годы «перестройки» проводилась программа компьютеризации учебного процесса, были закуплены ЭВМ, персональные компьютеры, появилась информатика, стали проводиться олимпиады и конференции по программированию. Наиболее динамично развивались связи с ФРГ. Большую роль сыграли в появлении законов, принимающихся в это время «Закон о банках и банковской деятельности», о «Госбанке СССР» и др. Была разработана программа перехода конвертируемости советского рубля. В 1988 году в институте появилась докторантура. В годы перестройки возросло значение спец.факультета – подготовка и переподготовка руководящих кадров страны. За это время сотни представителей советского руководства прошли обучение там. Происходит переориентация с социалистических страны на страны Западной Европы и Америки.

1.2.1 Спрос – это платежеспособная потребность; сумма денег, которую покупатели могут и намеренны заплатить за нужные им товары и услуги.

1.2.2 Объем спроса – количество товаров и услуг, которые в состоянии приобрести покупатели при заданных условиях.

Объем спроса может быть выражен не только в физических единицах измерения, но и в денежных единицах:

,

где цена за физическую единицу товара; функция спроса зависимость объема спроса в физических единицах от цены .

1.2.3 Закон спроса – если цена повышается, то при прочих равных условиях уменьшается, и наоборот.

1.2.4 Кривая спроса – график функции спроса, отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести при заданных условиях.

Рисунок 1.2.1 ‑ Кривая спроса

 

Кривая спроса направлена вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже.

Помимо цены на спрос действуют некоторые неценовые факторы: средний доход потребителя, наличие на рынке товаров заменителей и цены на них, вкусы и предпочтения покупателей, накопленное имущество, ожидание покупателями оптимальных цен и доходов и пр.

1.2.5 Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

1.2.6 Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

1.2.7 Предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цен.

1.2.8 Объем предложения – количество товаров и услуг, предлагаемых для продажи на рынке при заданных условиях:

,

где цена за физическую единицу товара; функция предложения зависимость объема предложения в физических единицах от цены .

1.2.9 Закон предложения – если цена повышается, то при прочих равных условиях возрастает и наоборот.

1.2.10 Кривая предложения – график функции предложения, который отражает зависимость между ценой и количеством блага, которое производители готовы выпустить и продать на рынке при заданных условиях.

Рисунок 1.2.2 ‑ Кривая предложения

 

Кривая предложения направлена вверх, потому что производители предпочитают выпускать и продавать товаров больше, если цена выше.

Помимо цены на предложение влияют и неценовые факторы: цена на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания производителей относительно изменения цен, число продавцов на рынке, количество покупателей, особые факторы

1.2.11 Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно продавца, и покупателя.

1.2.12 Равновесная цена – цена , при которой объем предложения равен объему спроса:

в физических единицах измерения;

в денежных единицах.

1.2.13 Рыночное равновесие означает такое состояние рынка, которое характеризуется равенством объема спроса и объема предложения, при котором нет тенденций к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ (рисунок 1.2.3).

Рисунок 1.2.3 ‑ Рыночное равновесие

 

1.2.14 Дефицит – превышение спроса над предложением:

.

1.2.15 Избыток – превышение предложения над спросом.

.

1.2.16 Излишек потребителя – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. На рисунке 1.2.4 излишек потребителя равен площади треугольника .

1.2.17 Излишек производителя – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продать это благо на рынке. На рисунке 1.2.4 излишек потребителя равен площади треугольника .

Основные инструменты государственного регулирования рынка: налоги, дотации, фиксированные цены.

1.2.18 Налог – обязательный безвозмездный платеж, индивидуально взимаемый с предпринимателей и домохозяйств в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения государства.

Рисунок 1.2.4 – Излишки потребителей и производителей

При уплате продавцами акцизного налога в размере руб. за единицу товара кривая предложения сдвигается вправо на величину руб., объём продаж сокращается, а цена для покупателей повышается (рисунок 1.2.5). Общая сумма налога, поступающая в бюджет, равна площади прямоугольника , который состоит из взноса продавцов и взноса покупателей .

Рисунок 1.2.5 ‑ Рыночное равновесие при уплате акцизного налога продавцами

 

Если акцизный налог уплачивается покупателями, то линия спроса смещается вправо на величину руб. Новый объём продаж , цены и (рисунок 1.2.6) будут аналогичны варианту, когда налог вносят продавцы: не играет роли, кто выступает непосредственным плательщиком налога, поскольку пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же.

Рисунок 1.2.6 ‑ Рыночное равновесие при уплате акцизного налога покупателями

 

1.2.19 Дотации – денежные пособия в виде доплат, предоставляемые домохозяйствам и отдельным предпринимателям государством на специальные цели; устанавливаются в процентах к цене блага либо в абсолютной сумме на единицу блага.

При введении дотации производителям блага размером руб. на каждую единицу происходит сдвиг кривой предложения влево, объём продаж возрастает, цена для покупателей понижается, а цена, получаемая производителями, повышается (рисунок 1.2.7). Таким образом, производителям поступает в распоряжение только часть дотации, другая часть поступает в бюджет покупателей. Аналогичным будет результат при получении дотации покупателями: линия проса сдвинется на туже величину руб.

Рисунок 1.2.7 ‑ Воздействие дотации на рыночное равновесие

 

1.2.20 Установление государством фиксированных цен.

Верхний предел цен («потолок») – цена ниже цены равновесия, устанавливаемая с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага; приводит к хроническому дефициту этого блага.

Нижний предел цен («пол») – цена выше равновесного уровня, устанавливаемая с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики; приводит к избытку продукции.

В обоих случаях объём продаж будет ниже равновесного : при верхнем пределе цен он составит , при нижнем ‑ (рисунок 1.2.8).

Рисунок 1.2.8 ‑ Фиксированная цена

 

1.2.21 Эластичность – показатель, отражающий изменение в объёмах спроса или предложения при изменении одного из их детерминант (факторов).

1.2.22 Эластичность по цене – мера чувствительности к изменению цены:

.

1.2.23 Эластичность спроса по цене представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса:

.

Эластичность спроса по цене зависит от таких факторов, как наличие товаров-субститутов (заменителей), время приспособления к изменению цены, доля потребительского бюджета и пр.

Эластичность спроса по цене может выступать в нескольких формах (таблица 1.2.1):

Таблица 1.2.1 – Формы эластичности спроса по цене

Значение коэффициента эластичности Характеристика спроса
Совершенно неэластичный спрос – объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос – когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса – изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
Эластичный спрос – объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос – объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.

 

1.2.24 Перекрёстная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объёма спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях:

.

1.2.25 Взаимозаменяемые товары – два товара, для которых увеличение цены на один ведёт к возрастанию спроса на другой (положительная перекрёстная эластичность).

1.2.26 Взаимодополняемые товары – два товара, для которых увеличение цены на один приводит к снижению спроса на другой (отрицательная перекрёстная эластичность).

Товары могут быть ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Для них перекрёстная эластичность спроса по цене равна нулю, т.е. потребление одного блага не зависит от цены на другое.

1.2.27 Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя:

.

Эластичность спроса по доходу зависит от таких факторов, как значимость того или иного блага для бюджета семьи, принадлежность данного блага к предметам роскоши или первой необходимости, консерватизм спроса и пр.

1.2.28 Нормальные товары – товары, объём спроса на которые при прочих равных условиях возрастает при увеличении дохода (положительная эластичность спроса по доходу).

1.2.29 Низшие товары – товары, объём спроса на которые при прочих равных условиях возрастает при уменьшении дохода потребителей (отрицательная эластичность спроса по доходу).

Товары могут не относиться ни к нормальным, ни к низшим. Для таких товаров эластичность спроса по доходу равна нулю, т.е. объём спроса не чувствителен к изменению дохода.

1.2.30 Эластичность предложения по цене представляет собой процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения:

.

Эластичность предложения зависит от множества факторов: возможности длительного хранения и стоимости хранения, специфики производственного процесса, фактора времени, цены других благ, в том числе ресурсов, степени достигнутого применения ресурсов ‑ трудовых, материальных, природных и пр.

1.2.31 Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду вдоль линии спроса и предложения. В точке коэффициент точечной эластичности вычисляется следующим образом:

.

1.2.32 Дуговая эластичность – примерная степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов; определяется как средняя эластичность двух точек кривой спроса или предложения и :

.