Постмодернизм в искусстве и литературе

 

Особенности теории постмодернизма определили своеобразие приёмов в современном искусстве.

Выделим художественные и стилевые приёмы, которые воспринимаются как «постмодернистские»:

· Сознательная ориентация на эклектичность, т.е. объединение как единого целого несоединимых элементов. Тем самым подрывается тотальность, которую несёт в себе произведение искусства традиционного типа.

Эклектизм проявляется в смешении стилей, жанров, направлений, в сочетании в одном произведении героев различных эпох.

 

Примеры:

- х/ф Чёрная роза –эмблема печали, красная роза – эмблема любви (реж. Сергей Соловьёв). В фильме сочетаются персонажи разных эпох в одно и то же время;

- проза Виктора Ерофеева (например, «Хороший Сталин», «Русская красавица»),

- проза Виктора Пелевина (например, «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Ананасная вода для прекрасной дамы», «Snuff»)

- поэзия Дмитрия Пригова, Тимура Кибирова и др.

 

· Мозаичность: единое поле произведения искусства складывается из множества отдельных эпизодов, мозаики.

Примеры из кино:

- фильмы Квентина Тарантино,

- х/ф «Париж, я люблю тебя» (2006), х/ф «Господин Никто» (реж. Жако Ван Дормель, 2009), док. фильм «Жизнь за один день» (2011) и мн. др.

 

· Игровой стиль: игра с сюжетом, нелинейное повествование, многослойность, многовариантность. Игровой стиль проявляется и при прочтении произведений искусства: игра со смыслом.

Примеры из кино: х/ф Необратимость (реж. Гаспар Ноэ, 2002) – развитие сюжета с конца истории и др.

 

· Ироничность и пародийное переосмысление традиций.

Пример из литературы: Владимир Сорокин в романе «День опричника» использовал среди прочего старорусский стиль повествования. В романе через иронию, переходящую в сатиру и сарказм, рассматриваются попытки силой возродить народные традиции.

Гипертекстуальность (использование в тексте произведения других текстов) позволяет включать весь опыт мировой художественной литературы путем ее иронического цитирования.

· Неприятие деления искусства на элитарное и массовое.

«Стирание границ» между «массовостью» и «элитарностью», во-первых, способствует взаимопониманию публики и художника; во-вторых, расширяет возможности искусства и литературы.

Произведение искусства становится многослойным. Это означает, что каждый понимает конкретное произведение на своём уровне развития. Можно видеть только то, что лежит на поверхности, т.е. только внешнюю оболочку (для этого не нужно образования). А можно увидеть в произведении более глубокие слои, отсылку к научным, философским идеям. Для того, чтобы научиться видеть в современных произведениях искусства более глубокие слои требуется образование и подготовка.

В искусстве постмодернизма нет иерархии жанров.

Современный режиссёр Джим Джармуш: «Во мне вызывает сопротивление любая культурная иерархия. Для меня одинаково ценны Бетховен и постпанк, Шекспир и Микки Спиллэйн» (автор популярных произведений в жанре «детектив»).

  • Преодоление границы между искусством и повседневной жизнью.

В постмодернистском произведении искусства происходит стирание границ между повседневностью и художественной реальностью. В искусстве постмодернизма популярными становятся «второстепенные» жанры: дневники, словари, примечания, комментарии.

В произведение искусства включаются детали повседневной жизни: кряхтение публики и стук дверей во время выступления становится частью музыки, спектакля, картины.

Постмодернистское произведение искусства – это открытая текст; это структура, в которой периферийные явления приобретают статус центральных.

Примеры:

- поэты Тимур Кибиров и Виталий Кальпиди пишут бесконечные стихотворные послания и выпускают их в виде отдельных писем, которые подписчики получают по почте.

- приём мокьюментари в кино

- постановка спектаклей по реальным документам, актёры говорят реальными словами реальных людей, играют в повседневной одежде и т.п.

***

Интересно, что в настоящее время даже телерепортажи поддается духу постмодернистской эпохи. Так, Бодрийяр показывает, что война тоже может быть одним из видов искусства. Военная операция «Буря в пустыне» развертывалась как телевизионное представление: дата начала была известна задолго до первого выстрела; зрители заняли места; адресатом бомбардировок были не столько те, кто гибли под бомбами, сколько публика (аналогично война в Ираке).

 

Культура постмодерна переплетает искусства, т.к. теория говорит о невозможности описать мир одним языком. Язык у разных людей различный. Следует использовать разный дискурс (стиль говорения), чтобы описать реальность.

Расширение контекста, в принципе, может быть бесконечным. Так, например, английская национальная опера предлагает сегодня зрителям новый «ароматизированный» вариант оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»: вдобавок к музыкальному и зрительному восприятию добавилась возможность обонять. Находка состоит в том, что каждое сиденье в зале оборудовано специальной ароматической панелью.

Влияние постмодернизма в литературе можно обнаружить, во-первых, в стирании границ между литературой, наукой и философией. Писатель может вводить в контекст произведения искусства различные научные идеи и тексты учёных. Таким образом, культурная память человечества выводится из состояния пассивности, напрямую участвует в процессе мышления, творчества. В результате такого «двойного письма» появляются новые жанры в искусстве.

Во-вторых, появляется новый тип книги, текста, который основан на нелинейном принципе её организации. Пример: роман Б. Акунина «Квест» - роман-компьютерная игра, книга читается одновременно с двух сторон и читатель сам формирует сюжет,

В-третьих, постмодернизм помогает избежать однозначности навязывания своего мнения читателю как истины в последней инстанции. Постмодернисты стремятся показать реальную многоликость истины, множественность её смыслов, несводимых к какому-либо одному знаменателю, её текучесть, открытость. Писатели хотят заявить о возможности примирения частных носителей истин.

***

Важно понимать, что не все, кто использует подобные приёмы являются постмодернистами. Следует отметить, что наряду с позитивными последствиями постмодернизма, существует множество отрицательных.

Постмодернизм – это не всё искусствои сам факт следования принципам его эстетики – вовсе не гарантия успеха; есть много «мусора» (цитирование без какой-либо философии, элементарность и пустота). Но именно постмодернизм вдохнул в литературу и вообще в искусство второй половины ХХ в. новую жизнь.

 

Источники:

Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993.

 

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Изд-во им. Сабашникова, 1994.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Аd Mаrginem, 1995.

Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? М.: Аd Mаrginem, 1994.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Искусство, 1983.

Козловский П. Современность постмодернизма. Вопросы философии. М.: Аспект Пресс, 1995.

 


[1] Скоропланова Н.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999. С 10.

[2] Скоропланова Н.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999. С 18.

[3] Скоропланова Н.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999. С 25.