Клиническая эпидемиология и доказательная медицина.
Здоровье и благополучие нации
Формирование здорового образа жизни
1.Создание условий и развитие факторов здоровья, мотивация быть здоровым:
• Физического и душевного комфорта
• Высокой трудовой активности при удовлетворенности трудом
• Активной жизненной позиции, социального оптимизма, высокой культуры, большого энергетического потенциала
• Экологической грамотности
• Рационального питания и физической культуры
• Хорошей семьи
2.Преодоление факторов риска:
• Гиподинамии, курения, злоупотребления алкоголем, избыточного нерационального питания
• Нездорового семейного быта
• Плохих трудовых позиций
• Необходимо придать здоровью человека статус главной социальной ценности, фактором национальной безопасности и главным критерием эффективности управления обществом.
• Законодательно закрепить комплексное понятие «охраны здоровья нации».
«Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» принята в ноябре 1997 г. Она включает основные положения по охране и укреплению здоровья нации. Вместе с тем закона о здравоохранении, стратегической программы развития нет. Акцент делается на отдельные направления и программы в реформе здравоохранения:
• Разработка общественной политики укрепления здоровья.
• Создание благоприятной среды
• Усиление общественной активности.
• Развитие личных умений и знаний.
• Переориентация служб здравоохранения на профилактику.
Методы изучения ОЗ и ОЗ:
Методическая база находится на стыке знаний из социологии, статистики, эпидемиологии, экономики, информатики, социальной психологии и других медицинских наук
• Исторический метод
• Экспертный метод
• Социологические методы
• Системный анализ
• Метод организационного эксперимента
• Экономические методы (нормативный, планирования..)
• Комплексный метод социально-гигиенических исследований
• Методы клинической эпидемиологии и доказательной медицины
Здоровье населения зависит от комплекса факторов:
• Различают факториальные признаки, то есть причины
• Результативные признаки, то есть следствия.
Фактор-это причина, какого - либо явления, определяющая его характер (различают природно-климатические, социально-бытовые, медицинские и др. факторы).
Выделяют 4 типа медико-социальных исследований:
• Один фактор - один результат;
• Комплекс факторов - один результат;
• Один фактор-комплекс результатов;
• Комплекс факторов - комплекс результатов.
• Эпидемиология-наука о причинах и закономерностях возникновения и развития патологических процессов, болезней в обществе, использующая эпидемиологические методы исследования с целью разработки мероприятий по профилактике и оптимальному лечению заболеваний.
• Клиническая эпидемиология -это наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента, на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогнозов.
Требования к показателям:
• Доступность данных
• Полнота охвата
• Качество
• Универсальность
• Вычисляемость
• Воспроизводимость
• Специфичность
• Чувствительность
• Валидность
• Репрезентативность
• Иерархичность
• Целевая состоятельность
Этапы исследования:
1.Подготовительный организационный этап.
2.Этап сбора информации и формирования баз данных.
3.Этап обработки, анализа и визуализации данных, литературное и графическое отображение.
4.Разработка рекомендаций и принятие решений, внедрение в практику, оценка эффективности.
1 этап-разработка дизайна исследования:
1.Разработка программы включает:
• Цель исследования
• Задачи исследования
• Формулирование темы, уточнение используемых терминов, глоссарий понятий.
• Формулировка гипотез.
• Определение объекта и единицы наблюдений. Объект исследования –это статистическая совокупность, состоящая из однородных единиц, взятых вместе в известных границах времени и пространства. Единица наблюдения- это первичный элемент статистической совокупности.
• Разработка статистического инструментария (анкеты, карты, информационные программы)
2.Формирование рабочего плана:
• Порядок подбора, обучения и организация работы исполнителей.
• Определение необходимого объема, ресурсов для изучения.
• Определение ответственных исполнителей, сроков.
• Формирование рабочей сетки-графика исследования.
Методы отбора единиц наблюдения:
1.Сплошное (вся генеральная популяция) и не сплошное исследование.
• Монографическое исследование (глубокое исследование одной единицы: человека, учреждения)
• Метод основного массива (изучается большая часть объекта)
• Выборочный метод- выделение репрезентативной, отвечающей всем требованиям совокупной выборки (способы формирования- случайная, механическая, типологическая, серийная)
• Метод многоступенчатого отбора (1 этап-все сотрудники, 2 этап -женщины Способы формирования могут на этапах быть разные, случайные, типологические)
• Метод направленного отбора (Стаж, возраст)
• Когортный метод (совокупность в одном месте в одно время.)
• Метод «копи-пара» для изучения редких явлений
Методы сбора статистической информации
Программа исследований включает:
• Характеристику состояний здоровья
• Описание условий и образа жизни
Информация может быть получена из 3 основных источников:
- Данные официальной статистики
- Выкопировка данных из первичной документации
- Непосредственное исследование
Способы получения информации
• Анкетирование
• Интервьюирование (очный опрос)
• Анкета-интервью
• Метод наблюдения
• Экспедиционно-монографический
• Бюджетный
Опрос
• Анкета содержит: вводную (цель опроса), основную, социально-демографическую часть.
Требования к анкете (формулировать значимые вопросы, понятные респонденту; не должно быть вопросов, вызывающих нежелание ответить; последовательность вопросов в достижении цели)
• Открытый вопрос не предусматривает подсказок
• Закрытый вопрос содержит варианты ответов (альтернативный вопрос: да;нет; вопрос с набором вариантов ответов).
• Полузакрытый вопрос
• Прямой вопрос
• Косвенный вопрос
• Контрольный вопрос для проверки достоверности
• Вопросы фильтры (для разделения респондентов на знающих и незнающих )
Методика составления макетов таблиц
• Таблица должна иметь четкое название
• Таблицы должны иметь единую нумерацию
• Оформление заканчиваться итогом по графам и строкам
• Подлежащее в таблице (основной признак, располагается, как правило, горизонтально)
• Сказуемое, признак, характеризующий подлежащее чаще располагается в столбцах
Простая таблица.
Групповая таблица (подлежащее имеет несколько не связанных сказуемых.
Комбинированная, сказуемые взаимосвязаны.
2 этап- сбора информации и формирования баз данных:
• Данные - это информация, представленная в формализованном виде.
• Для сбора, хранения и обработки данных используются программы, называемые базами данных.
• Массив данных- находится в базе данных и управляется системами управления базами данных
• Требование- возможность развития и совершенствования системы сбора и хранения информации
3 этап- обработки, анализа, литературного и графического оформления:
Обработка данных -это процесс получения достоверной, ранее неизвестной информации и использование ее для анализа и принятие управленческого решения.
Этапы обработки данных:
• Подготовка данных
• Априорный разведочный анализ
• Выбор метода анализа
• Интерепретация и представление результатов
• Предварительная подготовка-группировка данных. Распределение статистической совокупности на однородные группы по одному или нескольким признакам (пол, возраст, профессия). Простая и комбинированная группировка. Вторичная группировка. Определение возрастного интервала.
• Априорный анализ:
- Выявление обоснованных причинно-следственных связей.
- Оценка однородности исследуемой совокупности (определение аномальных явления, выбор оптимального выделения однородных групп)
- Анализ характера распределения совокупности по признакам
- Каждая диаграмм должна иметь четкое название
- Все элементы должны быть пояснены
- Изображенные графические величины должны иметь цифровые обозначения на диаграмме или прилагаемой таблице.
- Различают: диаграммы картограммы картодиаграммы.
- Линейная диаграмма показывает динамику развития
- Столбиковые диаграммы используется для дискретных величин
- Ленточная диаграмма
- Секторальная диаграмма обычно для отражения структуры в %.
4 этап - разработки рекомендаций и принятие управленческих решений:
– Ознакомление с результатами общественности
– Разработка комплексных медико-социальных программ
– Подготовка проектов приказов, методических рекомендаций на разных уровнях (учреждений, района)
– Подготовка проектов законов, постановлений исполнительной и законодательной власти
– Реорганизация сети медучреждений и системы здравоохранения
– Публикация в печати, оформление изобретений, открытий
Основные виды и задачи профессиональной деятельности в области организации здравоохранения и общественного здоровья:
• 1. Анализ состояния здоровья населения:
• организовать учет и сбор информации о состоянии здоровья населения и отдельных его групп;
• владеть методами анализа и оценки полученной информации об общественном здоровье;
• проводить анализ состояния здоровья индивидуума, семьи, населения и отдельных его групп;
• идентифицировать, анализировать и оценивать показатели здоровья населения и отдельных его групп на основе эпидемиологической информации;
• устанавливать факторы, определяющие здоровье индивидуума, семьи, населения и отдельных его групп;
• анализировать социально-экономические факторы, влияющие на здоровье населения;
• учитывать факторы образа жизни, биологические, генетические и факторы окружающей среды, влияющие на здоровье населения;
• определять факторы и показатели риска и факторы здоровья (антириска);
• прогнозировать изменения показателей общественного здоровья;
• учитывать особенности системы обеспечения лекарственных средств, влияющих на состояние здоровья населения (производство, дистрибьютизация, аптеки, фальсификация).
2 .Анализ деятельности органов управления здравоохранением и организацией здравоохранения:
• организовать учет и сбор информации о результатах деятельности организаций здравоохранения, отдельных коллективов;
• владеть методами анализа и оценки полученной информации;
• проводить анализ результатов деятельности организаций здравоохранения, производственных подразделений, отдельных работников;
• проводить ситуационный анализ системы здравоохранения и отдельных ее секторов (подсистем);
• анализировать рынок медицинских услуг (фармацевтический, профилактический);
• оценить результаты профилактической программы вмешательства;
• анализировать оборот материальных ресурсов, эффективность их использования;
• анализировать информацию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
• анализировать характеристики управленческого, бухгалтерского учета и аудита для принятия оптимальных решений.