Й учебный вопрос: Смысл жизни, судьба, жизненный путь.
Очевидно, что проблематика "природы человека", соотношения его сущности и существования переплетается и отчасти совпадает с проблематикой "смысла жизни", с вопросом о предназначении человека. Насколько человек является хозяином собственной жизни? Что ее детерминирует? Возможен ли момент выбора? Что здесь важнее: знать себя или угадать себя? Как сложить судьбу: почему она такова?
Уже в эпоху античности человеческое бытие рассматривалось философами как проблема судьбы - объективной линии жизни, мало зависящей от человека, определяемой кем-то другим. Параметры бытия, в которых человек не властен, задавались либо безличной силой (Бог, Абсолют), либо стечением случайных обстоятельств (суета мира и повседневности). При этом железная необходимость следования понималось человеком как Рок, в Судьбе же всегда присутствовала определенная степень свободы. Судьба уже тогда понималась и как результат человеческих усилий, как сложившаяся жизнь.
Судьба - это жизнь реализованная, состоявшаяся, зафиксированная в объективированных системах. В "формулу" судьбы входят следующие составляющие:
1)кто действует (анализ системы субъектов);
2) в каких целях действует (анализ ценностных приоритетов и степени осмысленности поступков);
3) какие средства использует (функционально-нравственный анализ).
Таким образом, судьба - это мера объективности, мера детерминации, мера ответственности самого человека в своём бытии. Насколько справедлива судьба? В данном контексте слепая судьба становится зрячей: она видит, за что воздавать и за что карать. Такое понимание судьбы опирается на надежду - определенную проекцию индивида в будущее, составляющую эмоциональный фон целеполагания. Однако жизнь человека больше судьбы, в ней есть необъективированные возможности. Жизненный путь - это личностно организованное, создаваемое бытие. Не случайно в этом понятии возникает образ дороги, задающий пространственно-временное измерение человеческого бытия. Жизненный путь - это пространства, обретаемые человеком (физическое, биологическое, географическое, социальное, духовное).
Жизненный путь во временном аспекте предстает как протяженность жизни, совокупность жизненных циклов, ситуаций, событий (событий), запечатленных в структурах ментальности. Жизненный путь - это цепь событий, социальный текст, который требует своего языка и умения чтения. Стремясь к общению и взаимопониманию, мы определяем себя через чужую судьбу (возможность идентификации), на чужой территории исследуем собственное духовное пространство. Индивидуальный жизненный путь - это диалектическая связь внутреннего и внешнего бытия, которая извечно проблематизируется вопросом: что значит моя собственная жизнь, если модели не мои? Моя жизнь - это мера исчерпания из общей кладовой, вариативность сочетаний или создание собственной модели?
Личный поиск смысла жизни выражается в поступке, в сознательном акте духовной личности. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных:
1. смысл изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях - религиозный подход;
2. смысл лежит за пределами жизни - телеологический подход (обоснование движения к светлому будущему, идеалам прогресса за счет настоящего и прошлого, за счет жизни человека и поколений);
3. смысл жизни задается самим человеком - экзистенциальный подход (нет заданного и определенного смысла, мы сами выбираем и созидаем свою человеческую сущность).
Приведите примеры реализации этих смысложизненных позиций, описанные в художественной и исторической литературе. Ознакомьтесь с разделом в книге "Мир философии", посвященным проблемам жизни, смерти и бессмертия (Т.2. С.87-143). Постарайтесь сформулировать философские аспекты поднимаемых вопросов, свяжите постановку и предлагаемые решения проблем с антропологической позицией автора, с его трактовкой человеческого бытия и сути человека как феномена. В чем состоит противоречивое единство триады жизнь-смерть-бессмертие? Представьте эту проблему в биологическом, экзистенциальном, футурологическом измерениях. Покажите различие религиозного и атеистического подходов к этой проблеме. Почему она представляет собой одну из "горячих" точек современного естественнонаучного и гуманитарного знания? В чем состоит смысл биоэтики? В заключение, подводя итог обсуждению вопросов семинарского занятия, попытайтесь очертить контуры “нового человека” в новой антропогенной цивилизации и раскрыть новое содержание идей гуманизма.