Имидж менеджера и способы его формирования.

Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, руководителем, клиентами. Поэтому важнейшей задачей является научиться оставлять о себе благоприятное впечатление, то есть научиться формировать хороший имидж.

Имиджем менеджера называется комплекс его внешних и внутренних качеств, являющихся достоянием общественности.

Имидж – это образ, живущий в представлениях людей. Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего.

В переводе с английского имидж – образ, престиж, репутация.

Благоприятный внешний облик и вкус в одежде – немаловажное условие успешной деятельности менеджера.

Современный деловой мир достаточно консервативен в вопросах моды. В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах, причем тона костюмов в летнее время должны быть светлее, чем в зимнее.

Об умении мужчины одеваться в первую очередь судят по галстуку. Галстук должен гармонично сочетаться с костюмом и сорочкой. К однотонной сорочке подходят галстуки с рисунком, к сорочке в полоску или клетку – однотонные, спокойных расцветок. С костюмами светлых тонов принято носить яркие галстуки. К костюму из тканей в полоску или клетку необходимо подбирать однотонные галстуки, чуть светлее костюма.

Главное, к чему следует стремиться, - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить партнера думать, что столь же «подтянуты» вы будете и в делах.

Ваш имидж – это восприятие вас другими людьми. Он – общая картина вашей личности в глазах окружающих. Она складывается из того, как вы смотрите, говорите, одеваетесь и действуете; отражает ваши способности и моральные качества; позу и движение тела; аксессуары и окружение, компанию, в которую вы ходите, и т.д.

Важной составляющей имиджа менеджера являются навыки делового общения, знание делового этикета.

Деловой этикет – форма делового общения, которая помогает ориентироваться в повторяющихся ситуациях. Деловой этикет включает целый ряд правил, составляющих основу кодекса поведения, принятого для хорошо воспитанных людей:

1. Правила приветствия. Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, цивилизованному бизнесмену не следует дожидаться, пока с ним поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Всегда приветствуйте своего собеседника первым.

2. Правила общения.Обращение «Вы» прежде всего свидетельствует о высокой культуре того, кто обращается к своему партнеру или коллеге.

3. Правила представления.Прежде всего принято представлять младшего по возрасту старшему, низшего по иерархии – высшему, мужчину – женщине и т.д.

Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, следует просто подать руку и четко назвать себя.

4. Обязанности мужчин по этикету.На улице он, как правило, должен идти слева от женщины, так как место справа принято считать более почетным и безопасным. Мужчина, сопровождая женщину, не должен курить. Отправляясь на такси на деловую встречу, мужчина подходит к автомашине и открывает правую заднюю дверцу. Женщина садится первой. Из автомашины первым выходит мужчина и помогает выйти женщине.

Мужчина несколько опережает женщину, когда открывает дверь для нее, и входит в помещение вслед за ней. Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди женщины, а поднимаясь – на одну ступеньку сзади.

5. Денежные отношения.Во все времена и у всех народов в этих вопросах уважались точность, честность и щепетильность. Если у вас имеются перед кем-либо денежные обязательства, они должны быть выполнены в срок. Если по какой-либо весьма уважительной причине вы не можете этого сделать, обязательно сообщите об этом и уточните, возможно или невозможно перенести этот срок. В последнем случае вы обязаны сдержать свое слово. Противное считалось и считается беспечным и безнравственным.

6. Организация деловых контактов. Приглашая работника, начальник должен предупредить его через секретаря о времени, длительности и теме беседы, чтобы дать ему возможность подготовиться. В помещении, отведенном для посетителей, следует создавать для них максимальные удобства. Вся обстановка должна свидетельствовать о внимании к людям.

7. Деловая субординация. Деловая субординация требует прежде всего корректности. При общении с подчиненными целесообразно применять так называемый принцип эмоциональной нейтральности, требующий ко всем сотрудникам относиться ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

8. Визитная карточка. Визитные карточки чаще всего вручают лично. Бизнесмену рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти своих визитных карточек.

9. Деловые подарки и сувениры. Делать подарки и преподносить сувениры с фирменными знаками своим партнерам – давняя традиция делового мира. Согласно этикету при первой встрече подарки дарят хозяева, а не гости.

Никто не знает полного объема тех средств, которые затрачиваются на формирование имиджа той или иной личности или фирмы. Но эти затраты однозначно оправданы избежанием негативного эффекта стихийного формирования имиджа. Целенаправленное, продуманное создание образа приводит, наоборот, к позитивному результату.

Помните: «Лучше быть, а не казаться!». Приобрести «лицо» очень не просто, а уронить – дело одного неверного шага.

Вопросы по теме 7:

1. Что такое самоменеджмент? Какова его основная цель?

2. Охарактеризуйте функции самоменеджмента.

3. Из каких личных качеств складывается искусство управлять собой?

4. Какие индивидуальные характеристики следует учитывать при определении карьеры?

5. Какие правила следует выполнять для рационализации использования рабочего времени?

6. Из каких составляющих складывается имидж менеджера?

7. Какие знания и умения необходимы менеджеру для создания благоприятного имиджа?


[1] Мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний чего-либо.