Чернышевский

Биографические сведения. Николай Гаврилович Чер­ский Н.Г. (1828—1889)— публицист, литературный критик, философ. Родился в г. Саратове в семье священ­ника, учился сначала в духовной семинарии, а затем на историко-фило­логическом отделении Санкт-Петербургского университета (1846— 1850). В 1851 —1853 гг. работал учителем в саратовской гимназии, в 1853 г. переехал в Петербург. В 1855 г. Чернышевский защитил магис­терскую диссертацию, в которой развивал материалистическую эстетику. С 1853 г. сотрудничал в журнале «Отечественные записки», а затем в журнале «Современник», который вскоре возглавил.

С середины 1850-х гг. Чернышевский стал лидером российского революционно-демократического движения. Он активно выступал с пропагандой материализма и атеизма, за отмену крепостного права и т.п. После реформы по отмене крепостного права в 1861 г. он неодно­кратно критиковал ее грабительский характер и призывал к народной революции, под его влиянием была создана подпольная революционная организация «Земля и воля».

В 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавлов­скую крепость, а в 1864 г. приговорен к семи годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири. В 1883 г. его перевели из Сибири в Астрахань1, за несколько месяцев до смерти ему разрешили вернуться в Саратов.

Основные труды. «Эстетическое отношение искусства к дей­ствительности» (1855); «Антропологический принцип в философии» (1860); роман «Что делать?» (1863); «Характер человеческого знания» (1885).

Философские воззрения. Материализм. На формирование фи­лософских воззрений Чернышевского особенно большое влияние ока­зали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Как и Маркс, он пришел к выводу о необходимости переработки гегелевской идеалис­тической диалектики в материалистическом духе.

Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, матери­альна и находится в состоянии непрерывного движения и развития. Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в дру­гую. Человек — материальное существо, у него нет никакой души, со­знание — это свойство, развившееся у материи.

Социально-политические воззрения. В учении об обществе Чер­нышевский находился под сильным влиянием антропологического ма­териализма Фейербаха. Общество он понимал как совокупность ин­дивидов, и потому законы функционирования общества считал произ­водными от законов частной жизни людей. Наилучшей формой общественного устройства он считал социализм: поскольку большин­ство людей — это трудящиеся, то общественный интерес состоит в реализации интересов именно их.

Он полагал, что Россия может прийти к социализму, минуя капита­листический путь развития, поскольку в стране сохранилась крестьян­ская община, которая может послужить основой для устройства обще­ственной жизни без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Но такой переход возможен только в том случае, если у России будут передовые соседи, т.е. страны, уже пришедшие к социа­лизму. Если же это условие не реализуется, то в России возможна только демократическая, но не социалистическая революция.

Этика. Этические воззрения Чернышевского могут быть охаракте­ризованы как «разумный эгоизм»1: любой человек в своей жизни стре­мится прежде всего к своему личному счастью, но, будучи существом разумным, он понимает, что при этом необходимо учитывать интересы других людей («одинокого счастья нет»). Поэтому он может и должен стремиться к совершению поступков, которые идут на пользу не толь­ко себе самому, но и всему обществу.

Эстетика.Чернышевский видел предназначение искусства в слу­жении обществу и выступил с критикой популярной в то время теории «искусства для искусства». Он считал, что искусство, как и любая дру­гая форма человеческой деятельности, вызывается к жизни потребнос­тями людей и непосредственно связано с историческими условиями жизни. Задача художника состоит в правильном отражении жизни, в том, чтобы побудить у зрителя, читателя, слушателя и т.п. стремление переустроить жизнь на разумных, справедливых и гуманных началах.

Судьба учения. Идеи Чернышевского оказали значительное влия­ние прежде всего на Писарева и Добролюбова, а также на всех русских революционеров второй половины XIX в.