Лекция № 12
Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств. У хорошего управленца каждый управленческий акт учитывает особенности характера, привычки, вкусы, возрастные особенности подчиненных и т.д.
3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.
При решении сложных проблем (внедрении новой технологии, автоматизации производства, поиске новых каналов товародвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при самом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, дилеров, посредников и т.д.
Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации (фирмы).
Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ.
4. Принцип централизованности и децентрализованности.
Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимную координацию звеньев в рамках целостной системы управления.
Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоординированности, чем больше инвариантность деятельности организации и чем меньше требуется автономности и самостоятельности функционирования подразделений.
Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев.
Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она потеряет свою структурность.
5. Принцип пропорциональности в управлении.
Принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть его заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта управления (управляющей подсистемы).
Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен системой количественных и качественных показателей.
Среди количественных показателей используются такие, как:
· соотношение численности руководителей, инженерно-технических работников (ИТР), служащих и рабочих;
· изменение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно-производственного персонала (ППП);
· относительное опережение темпов роста выработки продукции на одного работника аппарата управления по отношению к темпам роста выработки на одного работника ППП;
· удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;
· удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;
· удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;
· удельный вес затрат на содержание управленческого аппарата на 1 гривну стоимости реализованной продукции;
· изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управленческого персонала и др.
К качественным показателям можно отнести:
· соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений;
· своевременность выполнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за подразделениями аппарата управления;
· надежность (безотказность) системы управления;
· повышение уровня, обоснованность принимаемых управленческих решений и др.
Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, что составляет одну из важнейших задач управления.
6. Принцип единства распорядительства в управлении.
Рациональная структура управления - это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.
Основные варианты закрепления полномочий распорядительства:
· за непосредственными руководителями в рамках общей субоординации полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;
· за вышестоящими руководителями полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни;
· за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.
Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.
7. Принцип экономии времени.
Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.
Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.
8. Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей.
Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.
В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.
В процессе функционирования организации лишние элементы структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции.
9. Принцип делегирования полномочий.
Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.
Полномочияпредставляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент.
Важность принципа делегирования полномочий особенно растет в условиях экономических методов управления, реализация которых практически невозможна без самостоятельности и творческой инициативы исполнителей. Основной формулой принципа является: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека».
Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости.
10. Принцип обратной связи.
Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования и развития систем управления. Это также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий.
Обратная связь - это воздействие результатов функционирования, управления какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования, управления. Основная идея принципа обратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия.
Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостаз, обеспечивающий сохранение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внутренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.
Вопросы по теме 4:
1. Дайте определение понятия закон.
2. Назовите и раскройте сущность законов развития объективного мира.
3. В чем состоит специфика законов управления?
4. Раскройте сущность закона единства и целостности системы управления.
5. Сущность и содержание закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
6. Сущность и содержание закона зависимости эффективности решения задач управления от объекта использования информации.
7. Сущность и содержание закона единства и соподчиненности критериев, используемых в процессе управления.
8. Сущность и содержание закона совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
9. Сущность и содержание закона соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
10. Дайте определение понятия принципа управления.
11. Классификация принципов управления.