Работа элементарных лопастей ветроколеса. Первое уравнение связи
Теория реального ветряка
II. Resumez le texte lu.
Выделимиз лопастей ветроколеса двумя концентрическими окружно-
стямис радиусами r и
r +dr
кольцевуюповерхность
dF =2prdr .Это коль-
цо на крыльях вырежет отрезки длиною dr , которые называются элементар-
нымилопастями (рис. 8.1.1). Через все точки обеих окружностей проведем
линиитока,образующиедвеповерхностиABC ,
A¢B¢C ¢ бутылеобразнойфор-
мы (рис. 8.1.2). Жидкость, заключённую между этими поверхностями,
назовёмэлементарной кольцевой струёй.
Рис. 8.1.1. Выделение элементарных лопастей на ветроколесе.
Сделаем предположение, обычно принимаемое в аналогичных теориях, что разность давлений по обе стороны ветрового колеса, действующая на площадь кольца, получающегося от пересечения ометаемой плоскостью эле- ментарной струи, воспринимается элементарными лопастями.
На основании этого составляем первое уравнение связи:
2prdr( p1 - p2 ) = i(dY cos b + dX sin b ), (8.1.1)
где Y – подъемная сила крыла, направленная перпендикулярно потоку;
X – сила сопротивления крыла (лобовое сопротивление крыла), направ-
ленная по потоку;
b – угол между плоскостью вращения ветроколеса и направлением воз-
душного потока, набегающего на крыло;
i– число лопастей ветроколеса.
Рис. 8.1.2. Элементарная кольцевая струя.
Для определения направления сил, действующих на элементарную ло-
пасть, изобразим ее сечение на рисунке 8.1.3, где ось Z направлена по оси
ветроколеса и ось
x -x
в плоскости его вращения; V – направление скоро-
сти ветра; W – направление скорости относительного потока, набегающего
на элемент лопасти.
Разложим силу dR , действующую на элементарную лопасть, на две си- лы: dX , действующую по потоку, и dY , направленную перпендикулярно по- току. Сила dX вызывает сопротивление элемента крыла; dY вызывает ок- ружное усилие элемента крыла и называется подъёмной силой.
Вследствие вращения ветроколеса в плоскости
x -x
воздушный поток
набегает на ветроколесо не со скоростью ветра V , а с относительной скоро-
стью W , которая слагается геометрически из скорости ветра V и окружной скорости wr , где w угловая скорость и r – расстояние элемента лопасти от
оси вращения ветроколеса.
Скорость потока, набегающего на элемент лопасти, в относительном движении будет равна:
|
|
+(-wr-u1
)2 , (8.1.2)
где V1 =V
-v1 – скорость ветра в плоскости ветряка.
Рис. 8.1.3. План скоростей воздушного потока при набегании его на элемент
лопасти.
Скорость u1 получается как реакция от крутящего момента, развивае- мого лопастями. Эта скорость имеет направление, обратное моменту; её ве- личина берётся как средняя для всей зоны, в которой работают лопасти. В действительности эта скорость перед ветроколесом равна нулю и непосред- ственно за ветряком равна u 2 . Так как закон изменения этой скорости неиз- вестен, то, как первое приближение, её принимают равной:
u =u 2 . (8.1.3)
1 2
Силы dY и dX можно выразить как:
dY = C
bdrrW2, (8.1.4)
y 2
dX = C
bdrrW2 , (8.1.5)
x 2
где b – ширина элемента лопасти по хорде.
Кроме того, на основании уравнения для лобового давления на ветряк
(потеории идеального ветряка Г.Х. Сабинина) можем написать:
P
p1 -p2 =
F1
= rVv2
. (8.1.6)
Подставляя вместо dY и dX и
получим:
p1 -p2
их значения в уравнение (8.1.1),
2prdrrVv2
=i⎛bdrC
|
|
rW2 cos b+bdrC
2 x
rW2 sin b⎞; (8.1.7)
|
после сокращения получим:
W 2 ⎛ C ⎞
2prVv
=ibdrC
cos b⎜1 + x tgb⎟; (8.1.7а)
или
y ⎜ ⎟
|
|
⎛ C ⎞
4prVv
=ibdrC
W2 cosb⎜1+ x tgb⎟. (8.1.7б)
|
⎝ y ⎠
На основании рис. 8.1.3 можно ввести обозначение
wr +u1
ctgb =
V -v1
=zu , (8.1.8)
которое называют числом относительных модулей.
Из уравнения (8.1.8) имеем:
или
- wr - u1 = - zu (V
- v1 ), (8.1.8а)
|
|
-v1
|
|
|
-v1 , уравнение (8.1.2) можем переписать так:
|
-v1)
+ z 2(V
-v1)
= (V
-v1)
1 + z 2. (8.1.9)
Заменим:
sin b=V
-v1 =
V -v1
= 1 , (8.1.10)
|
-v1 )
1 + z 2
1 + z 2
cosb=wr +u1 =
wr +u1
= zu
|
|
|
-v1 )
1 + z 2
1 + z 2
tgb=1
zu
, (8.1.12)
C x =m
C y
– обратное качество крыла(8.1.13)
и подставим их в уравнение (8.1.7б)
z
⎛ m⎞
4prVv
=ibC
(V -v
)2(1+z 2) u ⎜1+
⎟. (8.1.7в)
2 y 1
u
|
v
zu ⎠
Вводя в это уравнение
|
1+v1
V
e = 1изаменив
V
v2 его значением из равенства
ibC y
= 8pr
e
(1 + e)(1 + e)2
(zu
+ m )
|
. (8.1.14)
Это уравнение называется уравнением связи; оно связывает ширину
лопасти и коэффициент подъемной силы с деформацией потока, характери-
зуемой величиной e .
Взяв сумму проекций сил элемента лопасти на касательную к окружно- сти, по которой он движется, получим окружное усилие, развиваемое эле- ментарными лопастями:
dQ =ibdr rW 2 (C
2 y
sin b - C x
cos b ).
чим:
Подставляя сюда значение W , sin b
и cos b
и вводя C x
= mC y , полу-
dQ =ibdr r(V
|
|
)2 (1 + z 2 )C
1-mzu
|
. (8.1.15)
Подставляясюда значение ibC y
щения,получим:
из уравнения (8.1.14) и сделав сокра-
dQ =4prdrr
e V 2 1 -mzu
. (8.1.16)
1 + e
zu +m
Момент относительно оси ветряка равен:
dM =dQr =4pr 2 drr
e V 2 1 -mzu
. (8.1.17)
1 + e
zu +m
Секундная работа элементарных лопастей:
dT =dMw=4prdrr
e V 3
1 - mzu
z . (8.1.18)
1 + e
zu +m
Секундная энергия далеко перед ветряком, заключенная в потоке, пло-
щадь сечения которого определяется площадью кольца, сметаемого элемен-
тарными лопастями, равна:
V 3
dT0
= 2prdrr
. (8.1.18а)
Поделив секундную работу элементарных лопастей на эту энергию,
получим элементарный коэффициентиспользования энергии ветра:
x=dT =
4e 1 -mzu
z . (8.1.19)
dT0
1 + e
zu +m
Умножив и разделив выражение (8.1.19) на (1 -e)получим:
x=4e 1 -e 1 -mzu
z . (8.1.19а)
1 + e
zu +m1 -e
Так как выражение
4e 1 -e
1 +e
представляет идеальный коэффициент
использованияэнергии ветра, то можем написать:
|
1 - mzu
|
zu +m1 -e
где
h=1 -mzu z
(8.1.21)
zu +m1 -e
называют относительным коэффициентом полезного действияэлемен-
тарного ветряка.
При большом числе модулей можно приблизительно считать:
z @z
1 - e u
и тогда:
h=1 -mzu z
(8.1.21а)
zu +m1 -e
Напомним, что числом модулей, или быстроходностьюветродвигате-
ля, называют отношение окружной скорости конца лопасти к скорости ветра:
Z =wR .
V
Число модулей элементов лопастей на радиусе r равно:
z =wr . (8.1.22)
V
Число модулей для любого радиуса r ветряка с известной быстроход-
ностью Z может быть выражено так:
z = Z
r , (8.1.23)
R
где R – радиус ветроколеса.